Контингент учащихся с нарушениями развития последние десятилетия существенно меняется. Это касается тяжести диагнозов поступающих на обучение детей, а также их полиморфности. На сегодняшний день приоритетом стало обучение ребенка с учетом всех его индивидуальных психофизических возможностей. Построение личностно ориентированного маршрута обучения всех категорий учащихся - основная задача педагогов школы, специалистов службы психолого-педагогического и социального сопровождения.
В структурном подразделении для детей с особыми образовательными потребностями обучают 161 ребенка, имеющего интеллектуальные, ментальные нарушения различной степени тяжести. Численность учащихся остается стабильной, но за последние годы мы наблюдаем значительное увеличение числа детей-инвалидов.
В особую группу попадают дети, имеющие помимо интеллектуальных нарушений нарушения в двигательной, речевой, сенсорной сфере, то есть дети с сочетанными нарушениями, со сложной структурой дефекта. На сегодняшний день в структурном подразделении обучают 12 детей, имеющих тяжелую умственную отсталость, отягощенную наследственными генетическими нарушениями, 35 детей с расстройствами аутистического спектра, 4 учащихся имеют значительные нарушения в сенсорной сфере, 10 детей - инвалидность вследствие детского церебрального паралича.
Обучение детей с особыми образовательными потребностями с интеллектуальными нарушениями проходит по адаптированным образовательным программам. Особые образовательные потребности у этих детей - это потребности в специальных методиках и методах обучения и воспитания, особой структуре уроков и занятий, большом штате специалистов, психолого-педагогическом и социальном сопровождении образовательного и воспитательного процесса. Но самое необходимое - потребность в специальной развивающей среде, в которую включены все и все: дети и их родители, педагоги, специалисты, оборудование и помещения, среда, призванная сгладить имеющиеся недостатки развития и адаптировать ребенка с интеллектуальными нарушениями к такой непростой жизни в обществе. Для решения этих задач в школе есть специально приспособленные помещения: кабинеты для индивидуальных логопедических и дефектологических занятий, тренажерный зал для занятий лечебной физкультурой, сенсорная комната, где дети занимаются с педагогом-психологом.
Овладение трудовыми умениями, навыками, трудовая реабилитация - основополагающая задача при обучении детей с интеллектуальными нарушениями. В оборудованных мастерских (швейной, картонажно-переплетной, столярной) с 5-го класса учащиеся проходят трудовую подготовку. Для учащихся, имеющих значительные трудности в овладении трудовыми навыками, оборудованы кабинеты обслуживающего труда, домашнего труда. У учащихся со сложной структурой дефекта в учебный план введен предмет «самообслуживание».
Важную роль в трудовом обучении и социальной адаптации играет теплица, построенная летом 2013 года. Учащиеся 10-го класса осваивают с ее помощью новую специальность «озеленитель», дети среднего и старшего возраста расширяют свои представления об окружающем мире и способе взаимодействия с ним в рамках предмета «Естествознание», а также во внеурочной деятельности. Для физического развития на территории построены хоккейная коробка, спортивная и детская площадка.
С детьми работают 33 педагога, 87% которых имеют высшее дефектологическое образование.
Для детей с интеллектуальными нарушениями сформированы 14 классов наполняемостью до 15 человек, из них 3 класса для детей со сложной структурой дефекта. Обучение детей со сложной структурой дефекта, имеющих трудности в общении, мы ведем в так называемых «классах одного учителя», где основным предметам на протяжении 12 лет обучает один учитель.
Традиционная форма организации учебного процесса - классно-урочная с индивидуальными и групповыми коррекционными занятиями. Обучение детей с сочетанными нарушениями и с расстройствами аутистического спектра проходит и в других формах: обучение по индивидуальному образовательному маршруту - 8 человек (за предыдущий год 5 были успешно переведены на классно-урочную форму).
Обучение по индивидуальному расписанию в рамках классно-урочной формы - 15 человек (ранее таких обучающихся было 3).
Для более точной дифференцированной диагностики учебных возможностей детей и реализации задачи сопровождения в 1-м классе работает тьютор (из числа учителей-дефектологов).
Во второй половине дня обучающиеся посещают индивидуальные и групповые занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, занятия по лечебной физкультуре, ритмике. Работают 4 группы продленного дня, 6 кружков дополнительного образования.
Слияние бывшей коррекционной школы в большой образовательный комплекс дало огромные возможности в реализации трех главных составляющих обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта: быта, труда, досуга.
Досуг: впервые за долгие годы «изоляции» детей с интеллектуальными нарушениями в обществе себе подобных появилась прекрасная возможность показать свои пусть маленькие, но успехи в творчестве не только родным и близким, но и другим людям. Участие в многочисленных мероприятиях, организованных как в рамках школы, так и за пределами ее, на равных - это и есть одно из решений социализации ребенка с особенностями и включение его в общество. В рамках комплекса родителям детей с интеллектуальными нарушениями предоставлена возможность воспользоваться более широкими услугами дополнительного образования.
Труд: в прежние годы изделия, изготовленные руками детей с нарушением интеллекта, радовали в основном самих детей, их родителей и педагогов, работающих с этими детьми. Раз в год творчество отправлялось на конкурс «Надежда», итогом которого была грамота участника конкурса. Стимул, который ставят перед детьми в процессе трудового обучения педагоги сегодня, повышает мотивацию умственно отсталого ребенка на деятельность в разы. Мозаичное панно и «золотой ключик» в подарок центру дополнительного образования школы, плетеные корзинки для оформления своими руками приготовленных консервированных овощей, вкус которых должен понравиться всем гостям и которые украсят большую выставку, выращивание овощей и зелени на стол учителям всех структурных подразделений, а в перспективе дети хотят шить постельное белье для всех желающих, выращивать цветочную рассаду на клумбы всех структурных подразделений, обеспечить планингами всю администрацию школы.
Быт, а соответственно в рамках того же быта общение со сверстниками, - это то основное, в чем умственно отсталые дети нуждаются и в чем до создания комплексов они были ограничены. Здесь работа психолого-педагогической службы комплекса состоит в создании условий для воспитания толерантности у школьников из общеобразовательных подразделений путем создания волонтерского движения из учащихся профильных, медико-биологических классов, в рамках элективных курсов, внеурочной деятельности, приходящих для общения к детям с интеллектуальными нарушениями.
После образования единого комплекса была создана единая служба психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения. Большие возможности профессионального роста получили и педагоги, и учителя-дефектологи. Теперь каждый ребенок, обучающийся в школе, родители, педагоги могут получить консультативную помощь большого числа специалистов (дефектологов, логопедов, психологов, социальных педагогов), а специалисты имеют возможность работать с учащимися различных категорий. Для педагогов общеобразовательных подразделений специалистами психолого-педагогической службы организованы обучающие семинары.
Коллектив разработал, апробировал и с успехом применяет на практике методические пособия по обучению детей с различными нарушениями, полностью разработано программно-методическое обеспечение обучения детей с умеренной умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта, апробируется организация обучения по индивидуальному образовательному маршруту, всеми наработками может воспользоваться любой педагог и специалист школы.
Основная задача на сегодняшний день - создание организационно-педагогических условий инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями, интеграции умственно отсталого школьника в общее образовательное пространство. Мы планируем открытие класса для детей с легкой умственной отсталостью (по желанию родителей) в общеобразовательных структурных подразделениях, открытие дошкольных групп кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта как в дошкольном отделении комплекса, так и на базе структурного подразделения, создание ресурсного центра инклюзивного и интегративного образования лиц с особыми образовательными потребностями.

Ирина ЯРОЧКИНА, руководитель структурного подразделения №4 «Специальная коррекционная школа» образовательного комплекса №2077