В структурном подразделении №101 создана современная образовательная среда для детей с нарушениями слуха и речи различной степени и этиологии.
Основные условия
    Использование ЗУА коллективного и индивидуального пользования в обучении, компьютерной техники, мультимедийного оборудования на уроках, современного спортивного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе.
    Создание условий парциальной интеграции в условиях дошкольного отделения, I и II ступени.
    Создание индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (в том числе и с сочетанными нарушениями развития) для максимально возможной социализации.
    Обеспечение условий преемственности в педагогическом коллективе.
    Приведение в соответствие с Санитарными правилами и нормами, правилами противопожарной безопасности, правилами электробезопасности условий обучения, воспитания и интернатного проживания детей с нарушением слуха.
В образовательной программе школы-интерната воспитание и обучение глухих учащихся мы рассматриваем как целостный процесс образования, становления личности глухого ребенка, подготовки к реальной самостоятельной жизни, труду.
В основе всей нашей воспитательной системы - процесс всестороннего изучения личности глухого ребенка, системная целенаправленная коррекционно-воспитательная работа, осуществляемая особыми приемами всестороннего воспитательного воздействия в тесном единстве с обучением. Это большая работа, в которую вовлечены педагогическая, психологическая, социальная и медицинские службы школы.
В нашей школе в 1978 году был структурирован коррекционно-развивающий блок учебного плана для глухих детей и создан первый в стране Слуховой центр как структурное подразделение школы-интерната. Совместно с НИИ дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) учителя школы разрабатывали программы, методические пособия и рекомендации, которые широко используются по всей стране.
Наши учителя находятся в постоянном поиске путей повышения качества работы. На базе нашей школы проводятся семинары и конференции сурдопедагогов Москвы и других городов.
Основные направления в нашей работе
    Формирование разборчивой, естественной устной речи на основе развития слухового восприятия с использованием технологии фонетической ритмики и музыкальной стимуляции.
    Развитие слухового восприятия и формирование произношения на речевом материале аудиовизуального курса с элементами фонетической ритмики.
В нашей школе обучаются дети с кохлеарным имплантом. Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи - это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний и др. Развитие этих процессов - главная цель занятий.
Учителя по РСВиФП работают в тесной связи с учителями-предметниками. На индивидуальных занятиях они берут на отработку материал уроков литературы и русского языка, ОТИС, истории и других предметов, ведут систематическую работу с родителями, которых вовлекают в решение реабилитационных и коррекционно-педагогических задач обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Родители должны владеть навыками общения с неслышащим ребенком, рационально использовать различные средства общения: устную речь, письмо, дактилологию и жестовую речь. Это важнейшее условие полноценного развития ребенка.
Приоритетным направлением в воспитательной работе для нас стало школьное дополнительное образование - полноправный блок системы работы по исправлению недостатков психофизического развития глухих детей, созданию условий для творческого развития, проявлению индивидуальности, по подготовке к самостоятельной жизни, труду. Педагоги дополнительного образования работают по образовательным программам, утвержденным педсоветом школы.
Приоритетным для нас стало обучение, ориентированное на личность ребенка, раскрывающее его индивидуальные способности, превращающее ученика в активного и заинтересованного участника образовательного процесса. Содержание спортивно-оздоровительной направленности составляют специальные программы, обеспечивающие здоровый образ жизни, физическое развитие и совершенствование, способствуют реабилитации и восстановлению физических сил ребенка. Многообразие форм и методов физического воспитания, новые подходы к организации занятий спортом имеют большое оздоровительное значение. В нашей школе спорт представлен такими направлениями, как настольный теннис, дартс, волейбол, футбол, легкая атлетика. Наши ученики выступают и побеждают на соревнованиях разного уровня от муниципального до международного, в том числе Сурдоолимпийских игр.
В школе есть 11 интернатских групп. Классные и групповые комнаты оборудованы с учетом возраста детей, помещения удобные, светлые, оборудованные, отвечающие нормативным требованиям, предъявляемым к учебным помещениям специальных школ. Интернат располагает просторными уютными спальнями, оборудованными душевыми и туалетными комнатами, раздевалками с сушильными шкафами, столовой, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям. Кроме того, в расположении школы-интерната есть два оборудованных спортивных зала, зал лечебной физкультуры, зал занятий ритмикой и сценическими движениями, библиотека, уютный читальный зал (с фондом 5 тысяч книг) с научно-популярной и научно-методической литературой.
Определение воспитания и обучения как целостного процесса образования, становления личности глухого ребенка, процесса подготовки его к самостоятельной жизни дает положительные результаты. Учащиеся владеют жизненно необходимыми умениями и навыками, уверенно демонстрируют навыки культуры и общения. У детей успешно формируют возрастной уровень морально-нравственной воспитанности. Практически все дети занимаются в системе школьного дополнительного образования, положительно решаются коррекция и компенсация различных дефектов развития, наиболее успешно проводится реабилитационная работа. Характерен массовый охват детей в системе спортивно-оздоровительной работы. Активно идет оздоровление всех возрастных категорий глухих детей.

Информация к сведению

В 1860 г. в Москве И.Арнольд основал училище для глухонемых. Так было положено начало Московскому училищу глухонемых, преемником которого стало структурное подразделение №101 I и II вида школы №2077. С 1900 г. училище стали именовать Арнольдо-Третьяковским училищем глухонемых. Тогда же при училище был открыт первый в России и Европе детский сад для глухих детей. С 1918 г. училище становится государственным учреждением и называется Московским институтом глухонемых. C 1943 года Московский институт глухонемых стали называть школой-интернатом для глухонемых детей №572. В 1955 г. школы для глухих детей №384 и №572 были объединены в одну школу-интернат №2. C 1963 г. школа-интернат №2 стала школой-интернатом для глухих детей №101, затем УВК «детский сад - школа-интернат» №1838, а с 2002 года - ГОУ СКОШИ №101 I и II вида. В 2014 г. школа вошла в состав школы №2077.

Мария ЧЕЛНОКОВА, руководитель структурного подразделения №101 «Специальная коррекционная школа-интернат» комплекса №2077