Щукино занимает крайнюю восточную позицию в Северо-Западном округе столицы. Октябрьское поле (до 1922 года - Военное поле) - местность на северо-западе Москвы в западной части бывшего Ходынского поля. В 60-70-х годах улицам Октябрьского поля присвоены имена маршалов Советского Союза С.Бирюзова, И.Конева, В.Соколовского, М.Тухачевского. В преддверии 70-летия Великой Победы для нас названия улиц особенно значимы.
Сегодня Щукино - один из самых динамично развивающихся районов Москвы, активно ведется строительство новых жилых домов, улучшается бытовая и транспортная инфраструктура. А главное, на этой замечательной территории находится наш образовательный комплекс - школа №2077.
Школа №2077 была образована путем слияния 5 школ: 3 общеобразовательных, школы VIII вида и школы для детей со стойким девиантным поведением. Целью реорганизации было наиболее полное удовлетворение запросов населения в обучении детей, реализации принципа преемственности в обучении, возможность реализации образовательных программ различного уровня, а также осуществление качественного дополнительного образования, оптимизация расходования бюджетных средств.
Развитие коллективов - взаимное обогащение - объединение лучшего опыта и традиций школ. Готовность коллективов школ к совместной работе - возможность обмена педагогическим опытом, установление корпоративных связей. Возможности школ, несомненно, способствуют всестороннему развитию детей, к тому же объединение дает рациональное распределение кадровых, материальных и финансовых ресурсов. Реорганизация позволила создать единую непрерывную образовательную среду, более эффективно используются учебные площади зданий.
В сентябре 2013 года в состав образовательного комплекса вошли еще и 10 дошкольных учреждений, таким образом, жителям района Октябрьское Поле мы предоставляем полный спектр качественных образовательных услуг в рамках одного учреждения. Все образовательные учреждения находятся в непосредственной близости. После проведения мероприятий по реорганизации создано единое образовательное пространство: дошкольная ступень, начальная ступень, средняя ступень, старшая ступень образования, расширился спектр образовательных услуг.
Педагогический коллектив школы №2077 старается целенаправленно действовать с позиций «открытого общества»: прислушивается к общественному мнению, учитывая его при разработке учебных и воспитательных программ. Школа ведет продуктивный диалог со всеми участниками образовательного процесса: учениками, родителями, учителями. Открытость школы №2077 к внешним запросам подтверждается еще и тем, что нам чрезвычайно важно видеть точку зрения на нашу работу и других представителей общественности: работников близлежащих организаций, жителей микрорайона, муниципальных и отраслевых руководителей, выпускников школы, с которыми мы ведем диалог о проблемах и перспективах современного образования. Кроме того, мы стремимся не на словах, а на деле перейти к общественно-государственному управлению школы. Для развития демократического государственно-общественного характера управления, широкого привлечения к управлению представителей профессионального педагогического сообщества, представителей местной общественности в школе работают управляющий совет, профсоюзный комитет, которые осуществляют контроль расходования бюджетных и внебюджетных средств, высказывают свои идеи по оценке качества педагогической работы, заинтересованно обсуждают перемены, происходящие в стенах школы. В нашей школе заключен коллективный договор, который регулирует социально-трудовые отношения в организации. В коллективный договор включены обязательства работников и работодателя по форме, системе и размеру оплаты труда, выплате пособий, компенсаций. Работники создают профсоюзные организации и вступают в них, чтобы добиваться решения возникающих вопросов вместе, а не тратить время на поиски истины поодиночке.
Комплекс - это не стихийно объединенные учреждения, существующие автономно, это единый комплекс с единой целью и задачей. При объединении важны были анализ ситуации, просчет возможных рисков, постановка самых важных тактических и стратегических задач. Одной из таких важных задач было совершенствование экономических механизмов в сфере образования. Финансовая аккумуляция больших средств, которые приходят в учреждение, позволяет нам отбирать лучших педагогов, платить достойную зарплату людям (средняя зарплата 76 тысяч рублей), приобретать то, что действительно необходимо школе, вкладывать деньги в ремонты. Я очень давно работаю директором, но никогда у меня не было таких широких полномочий, но и такой зоны ответственности. Спасает, конечно, хорошая команда - люди, объединенные общей идеей.
В нашем районе Щукино расположены Курчатовский институт, Институт неорганических материалов имени А.А.Бочвара; НИИ приборостроения, Институт вирусологии и эпидемиологии Гамалеи, больница №6, работавшая на атомный проект, госпитали по улице Курчатова. Может быть, поэтому одним из профильных направлений стала профильная и довузовская подготовка для будущих медиков в соответствии с договором о сотрудничестве с Первым Государственным медицинским университетом. После обучения наши дети получают документ младшего медицинского работника.
Еще один профиль - юридическая психология. Выпускники факультета смогут решать психологические проблемы в юридически значимых ситуациях, проблемы детей и подростков, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, жертв насилия, социальных сирот, несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, подростков-правонарушителей. В рамках сотрудничества с Русско-немецким Институтом проективного образования и экспертных обменов (РНИПО) для всех учащихся профильных классов «Юридическая психология» есть возможность осуществлять тематические стажировки, ознакомительные поездки, участвовать в молодежных обменных программах в Германии. Все мероприятия программы переводятся на русский язык, ребятам выдают двуязычные сертификаты о повышении квалификации/прохождении программы. В примерную программу стажировок включены встречи с руководителем Ведомства по делам молодежи в Дюссельдорфе г-ном Петером Лукачеком и окружным судьей г-ном Эдвином Пютцем; посещение открытых заседаний окружного суда; лекции в Институте криминологии при университете в Кельне, детского диагностического центра и центра временного проживания детей. Кроме того, в нашей школе есть еще и физико-математический профиль, открыт кадетский класс.
В рамках одного образовательного учреждения у родителей и учащихся есть большой выбор образовательных программ. У ребенка есть возможность попробовать себя в любом из направлений либо остаться в общеобразовательном классе. В случае возникновения трудностей в обучении также есть возможность получить консультации специалистов и коррекционное образование. У нашей школы уже есть опыт работы по организации работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Как известно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка, она предполагает доступность школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой. В широком смысле этого слова она включает в себя не только образование, но и весь спектр общественных отношений: труд, развлечения, общение.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В состав нашего комплекса вошла специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II видов №101. В соответствии с установленным государственным статусом школа №2077 реализует образовательные программы специального (коррекционного) образования VIII вида по ступеням обучения, где контингент воспитанников - дети, имеющие умственную отсталость как легкой, так и умеренной степени, осложненную другими заболеваниями. Наша школа реализует начальное общее образование, учитывающее особенности психофизического развития и индивидуальные возможности воспитанников, воспитание, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (1-4-е классы); основное общее образование, учитывающее особенности психофизического развития и индивидуальные возможности воспитанников, воспитание, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (5-9-е классы), углубленную трудовую подготовку, учитывающую особенности психофизического развития и индивидуальные возможности воспитанников, воспитание, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (10-12-е классы).
Интегративное образование предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в общеобразовательной школе. Это первый шаг от классической системы специального образования, предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей, в сторону понимания каждого человека как полноправного участника образовательного процесса. Цель инклюзивной школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге как членах сообщества.
Наша школа решает и социальные задачи, во-первых, давая возможность детям с особенностями в развитии получить образование, во-вторых, социально адаптировать детей к дальнейшей, взрослой жизни, в-третьих, научить здоровых детей принимать детей с ограниченными возможностями. С момента образования нашего комплекса мы рассматриваем всех без исключения детей как часть общеобразовательной школьной системы. Наличие трудовых мастерских с современным оборудованием (картонажно-переплетная, швейная, столярная, обслуживающего труда, адресной подготовки) позволяет расширить профессиональный выбор особой категории учащихся. Социально-бытовой комплекс, где дети получают навыки самообслуживания, приобщаются к возможной будущей профессии, учатся готовить, пользоваться бытовыми электроприборами, теплица работают на наш комплекс.
Таким образом, создан целостный образовательный комплекс: школа, профильная школа, коррекционная и специальная школа. Оптимизация образовательной сети направлена на достижение главной цели: обеспечение доступности, качества и эффективного образования. Реорганизация позволила создать единую непрерывную образовательную среду, более эффективно использовать учебные площади зданий и привести в соответствие с нормативными требованиями их комплектование. В этом году в нашу школу пришли около 200 первоклассников, из 150 человек, пришедших в 10-е классы, 75 - из других школ Москвы. По итогам прошлого учебного года 40% учащихся получили 190 и более баллов по трем предметам ГИА. Для нас очень важно, что мы вошли в Топ-400 школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году; в Топ-100 школ, показавших лучшие результаты по химии и биологии.
Помимо обучения интеграция доступна всем категориям учащихся в форме воспитывающей деятельности. Мы уже накапливаем положительный опыт вовлечения детей, имеющих особые образовательные потребности, в многочисленные школьные мероприятия: день рождения школы, День учителя, День Героев России, спортивные мероприятия.
Важнейшая составляющая нашего комплекса - это педагоги. В нашем образовательном комплексе работают учителя-предметники, учителя-дефектологи (олигофренопедагоги и сурдопедагоги), учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты по ЛФК. Большой опыт практической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, непрерывность работы в течение дня, недели, учебного периода, знание возможностей и особенностей каждой категории учащихся, личная заинтересованность каждого специалиста в положительном результате позволяют предположить высокую эффективность педагогического сопровождения каждого ребенка. Специалисты могут в полной мере выполнять функции окружных психолого-медико-социальных центров, в том числе ПМПК.
Специалисты адаптивной педагогики считают, что разноуровневое социальное взаимодействие позитивно влияет на повышение умственного развития ребенка. Кроме того, важный ресурс адаптивной школы, вариативность образовательных программ (от программ повышенного уровня и соответственно профильных классов до классов коррекционно-развивающего обучения, помогающих компенсировать недостатки развития в комфортных условиях пониженной численности класса и специального психолого-педагогического сопровождения), дает возможность внутренней миграции, что психологически комфортно для обучающихся, родителей и педагогов.
Сейчас для нас важны:
    разработка индивидуальных программ (образовательных маршрутов) для детей с особенностями в развитии;
    формирование активной поведенческой установки у детей, имеющих особые образовательные потребности, с целью утверждения их в обществе;
    воспитание отношения школьного сообщества к особым людям через вовлечение их в мероприятия, проводимые в школе: толерантное отношение, бережное отношение к собственному здоровью;
    развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права таких людей и принимающими активное участие в развитии инклюзивного образования, МГПУ, ФИРО;
    приобретение детьми, страдающими различными заболеваниями, знаний, умений и навыков, необходимых им для продолжения обучения, профессиональной ориентации и адаптации в обществе.
Недавно мы все вместе отмечали 50-летие школы-интерната №101 для глухих и слабослышащих детей. Интернат недавно вошел в состав нашего комплекса. Нельзя было без волнения слушать слова известной песни, которые для нашей школы приобрели особое символическое значение:
«Обернись - мне не встать без твоей руки,
Не услышать биение сердца».
В нашей школе есть важные и интересные направления дополнительного образования.
Мы надеемся, что будем и далее налаживать эффективные формы взаимодействия школы с потенциальными социальными партнерами и это неизменно приведет к повышению качества школьного образования.
Школа №2077 активно сотрудничает с Московским городским психолого-педагогическим университетом для развития и внедрения инновационных технологий интеграции инклюзивного образования в работу школы.

Ирина СИВЦОВА, директор многопрофильного и многофункционального образовательного комплекса №2077