Вот и лицей №1571 в Северо-Западном округе Москвы вышел на путь реорганизации в 2012 году. Прошло 2 года, много это или мало? Что изменилось с того момента, как отдельные детские садики или школы вошли в состав лицея?
Лицей №1571 сегодня стал одним из крупнейших в Москве многофункциональных образовательных комплексов, в котором в 14 зданиях получают образование более 5 тысяч детей от 2,5 до 18 лет, работают более 700 сотрудников. В нем мы создаем условия для получения качественного разностороннего образования в непосредственной близости от места жительства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, для осуществления выбора программ дополнительного, предпрофильного и профильного образования. В комплексе мы реализуем концепцию инклюзивного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться и получать специализированную помощь в лицее.
А два года назад учителя, родители и старшеклассники ломали голову: что же их ждет впереди: для чего нужно это объединение, что оно даст детям, не упадет ли качество работы учителей, не упадут ли зарплаты сотрудников? Эти и другие вопросы стояли перед нами два года назад. Много горячих споров и сомнений было, но к одному мы пришли единогласно - нужно делать все возможное, чтобы в результате любых решений взрослых приоритетными были интересы ребенка. Любое действие должно быть основано на понимании не только выгод для детей и сотрудников, но и рисков, которые могут возникнуть для всех участников образовательных отношений.
Пессимистические взгляды на объединение тоже были. А сможет ли лицей №1571 сохранить свои позиции в рейтинге лучших школ Москвы? Ответом на эти сомнения были 45-е место в рейтинге 2013 года и 28-е место в рейтинге 2014 года, а это результаты участия и в олимпиадах, и в государственной итоговой аттестации 9-х и 11-х классов, и в независимой диагностике обучающихся 4-х и 7-х классов, и создание условий для образования более 1700 дошкольников.
Процесс реорганизации в лицее №1571 был объективно обусловлен и понят многими педагогами, родителями, детьми и представителями администрации. В реорганизации были заинтересованы и 5 школ, и 8 детских садов, так как при переходе на подушевое финансирование при малой наполняемости был неизбежен дефицит денежных средств на ведение финансово-хозяйственной деятельности, а о том, чтобы обеспечить конкурентный уровень заработной платы педагогов и говорить не приходилось. Сегодня финансирование лицея №1571, которое напрямую зависит от количества обучающихся в образовательной организации, представляет собой значительную сумму, которая при оптимизации административно-технического персонала позволила повысить заработную плату педагогическим работникам, тем самым повысив престиж профессии, привлечь новых учителей. У лицея как у юридического лица есть возможность для перераспределения ресурсов (как материально-технических, так и кадровых) внутри организации в соответствии с выбранной стратегией и программой развития, планом финансово-хозяйственной деятельности.
Сейчас, два года спустя, все страхи позади. Для родителей и детей позитив объединения видится в обеспечении преемственности и непрерывности между всеми звеньями образования (дошкольного, начальной, средней и старшей школы); близком расположении всех зданий друг к другу; широких возможностях организации системы дополнительного образования; создании новых профилей для старшеклассников, единой службы психолого-педагогического сопровождения детей, учащихся и родителей; возможности выбора воспитателя, учителя, педагога дополнительного образования. И родители, и дети, и учителя отмечают, что после реорганизации во всех зданиях и на пришкольных участках повысился уровень комфортности среды. Как восхищались родители и дети структурных подразделений дошкольного образования теплицами, а главное - самостоятельно выращенными детьми в них летом 2014 года овощами! А результаты летних ремонтных работ 2013 и 2014 годов, которые позволили модернизировать старые здания школ и детских садов, были сюрпризом не только для детей к первому сентября, но и для родителей!
В дошкольном возрасте формируют личностные качества ребенка и познавательную активность, которые становятся основой успешного школьного обучения. Начальной школе не нужно будет начинать свою работу с детьми с нуля, учителя первых классов организуют свою педагогическую деятельность, развивая накопленный дошкольником потенциал.
По мнению мамы ученика из 1-го «Д» класса А.Ридзик: «Для нас, родителей первоклассников, плюсы объединения в установлении единых принципов руководства всеми структурными подразделениями лицея, в открытости администрации для общения, критики, предложений. Для детей, посещающих дошкольные отделения, входящие в состав комплекса, возможность знакомиться со школой появляется задолго до того, как они пойдут в первый класс. Каждый воспитанник знакомится со зданиями лицея во время экскурсий в музеи, библиотеки, знакомится с учителями на занятиях в саду, на праздниках, конкурсах, концертах, досуге». А.Гульняшкина утверждает, что раньше ей приходилось убегать с работы, чтобы отвести ребенка в кружок, а сейчас, приводя ребенка в школу утром, она знает, что он до вечера найдет чем заняться. Хор и шахматы, хореография и моделирование, футбол и танцы - реализовать интересы ребенка в школе легко. Н.Румянцева говорит, что возможность проведения лицейских праздников и творческих отчетов в здании Дома культуры «Салют» - тоже результат реорганизации. Грандиозным, по мнению родителей и педагогов, событием стал прошедший в прошлом учебном году в ДК «Салют» итоговый концерт фестиваля творчества дошкольников «Калейдоскоп». На концерте дети нашего лицея выступали с различными вокальными, танцевальными номерами, читали стихи. Это стало для всех участников незабываемым событием!
«Модель «Школы первой ступени» в комплексе успешно реализуется. Уже два школьных здания - мир детства учеников начальной школы. Мой сын будет учиться в одном из них», - уверен В.Богданов.
«Нам не нужно теперь возить ребенка на другой конец Москвы в интернат для плохо видящих детей. Здесь, в лицее, мы не только получаем знания, но одновременно к нам во второй половине дня приходят врачи, и дети получают лечение», - радуется бабушка ученика 1-го «Н» класса.
Управленцы тоже отмечают положительные последствия реорганизации и работы в условиях крупного комплекса. Сотрудничество с высокопрофессиональными коллегами и высокая мера ответственности приносят удовлетворение при работе в команде, стимулируют инициативу, творчество, принятие эффективных решений. Увеличились возможности для профессионального роста педагогов: для повышения квалификации педагогических кадров на базе лицея. У нас есть возможность приглашать в лицей преподавателей МИОО, Московского института инклюзивного образования, Московского городского педагогического университета. Учителю, воспитателю не нужно тратить время на дорогу, проходя курсы повышения квалификации.
Многие учителя отмечают, что для учащихся 5-11-х классов создаются условия для существенной дифференциации содержания образования с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных траекторий. Кроме того, в рaмкaх развития профильного образования учащимся всех зданий лицея возможно эффективно использовать современное оборудование конвергентных лабораторий Курчатовского проекта по физике, биологии, химии, географии.
По определению в словаре Ожегова объединение - это организация людей, ставящих себе какие-либо общие задачи. Вот и для нас, сообщества педагогов и родителей, стояла и стоит одна большая общая задача - сделать школу для каждого ребенка. Школу, которая учитывает интересы и возможности каждого в отдельности и всех вместе.

Марина ВАГРАМЯН, директор лицея №1571