Если мы хотим стать успешной организацией, то должны четко определить, чего стремимся достичь. От того, насколько четко организация представляет конечную цель, часто зависит наша способность к созданию эффективного предприятия. Сегодня на первое место для родителей выходит уже не само наличие школьного учреждения, а его характеристики, важнейшими из которых стали качество образования, условия, в которых проходит процесс обучения, оснащенность школы. Это совершенно по-новому определяет стратегию развития школы, каждому образовательному учреждению приходится выдерживать значительную конкуренцию, обеспечивать профессионализм и высокую квалификацию педагогов при работе с каждым ребенком и его семьей, используя современные технологии и методики обучения и воспитания. Создание единого образовательного пространства школы - комплекса требует применения новых методов управления, способствующих повышению конкурентоспособности и качества услуг образовательного учреждения. Наличие же конкуренции повышает качество предоставляемых услуг, способствует развитию образовательного сектора и как следствие приводит к улучшению экономических показателей учреждения. Повышение конкурентоспособности и качества может стать пусковым механизмом, инициирующим новый качественный этап в развитии образовательных услуг.
Район, в котором находится наш комплекс, занимает территорию в 934,73 га, которая стала одной из самых зеленых в Москве. На северо-западе района расположен Алёшкинский лес, на востоке Северное Тушино примыкает к Химкинскому водохранилищу. Микрорайон образовательного комплекса последний раз реконструировался в конце 1980-х - начале 1990-х годов, частично сохранились дома постройки 1940-1950-х годов; он заселен как представителями интеллигенции и военнослужащих, так и представителями рабочих профессий. В основном средний и высокий уровень образования семей, их пожелания в отношении образования и воспитания детей во многом определяют разнонаправленный вектор образовательных потребностей, поэтому образовательная политика комплекса должна и объективно будет оставаться разнородной, допускающей значительные расхождения и вариации.
Социокультурная среда представлена сетью учреждений культуры: Дом творчества «Тушино», Государственный дом культуры «Алые паруса», культурно-досуговые центры «Радуга» и «Северное Тушино», Центр моделизма; спорта: спортивные клубы «Ермакъ», «Кольчуга», спортивный клуб «Русь», секция фигурного катания; образования: Тушинский комплекс Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева, Академия славянской культуры, филиал Московского государственного педагогического университета, колледж малого бизнеса №48, 16 школ, 21 дошкольное учреждение.
В настоящий момент у нашего комплекса 10 зданий: в 6 находятся дошкольные отделения с проектной мощностью 56 групп, из них 8 групп с ОВЗ (ОНР и заикание), и в 4 школьные отделения, общая мощность которых составляет 96 классов, в них учатся дети с 1-го по 11-й класс.
Такой образовательный комплекс возник в конце прошлого учебного года путем присоединения к комплексу №1286 комплекса №680. Сам же процесс реорганизации этих организаций начался еще в 2012 году. В нашем варианте реорганизации, очевидно, важно соблюсти баланс интересов, который состоит в обновлении. При слиянии необходимо выделение - «персонализация» каждого из образовательных учреждений. Через год реорганизуемый учебный комплекс начинает активно продвигаться на определенном сегменте образовательных услуг, не имеющих аналогов в шаговой доступности, обретает свой «бренд», собирает команду высококлассных специалистов вокруг жизненно важных ценностей: ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ. Речь идет не о спортивных достижениях, а о предупредительных мероприятиях и созданных условиях, призванных обеспечить высокую работоспособность учеников. Ценность здоровья здесь выступает как средство достижения других жизненных целей.
Школы, которые объединились в единый образовательный комплекс, - это рейтинговые школы, самая ближайшая задача - прежде всего сохранить свое место в рейтинге московских школ, показавших высокие образовательные результаты, а возможно, и подняться на ступеньку выше. Идея создания такого достаточно крупного образовательного комплекса в конечном счете направлена на формирование открытой образовательной среды, обеспечивающей качественное образование и воспитание в соответствии с потребностями общества, жителей Северного Тушино. Предстоит не только сохранить весь исторический потенциал уникального уклада детско-взрослой общности всех школ, но и приумножить его за счет увеличения вариативности и многообразия качественных образовательных услуг, расширения возможностей получения первичного социального опыта.
Процесс модернизации российского образования направлен на создание условий для развития целостной творчески активной личности, способной максимально реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической среде. Важно сохранить ценность государственного образования, чтобы положительно повлиять на возможность получения доступного качественного образования детьми из малообеспеченных семей или семей со средним уровнем бюджета.
Школа-комплекс №1286 реализует:
- общеобразовательные программы - 1-11-е классы. В настоящее время мы не ведем специального отбора детей при приеме в первый класс, а принимаем всех желающих. Таким образом, в начальную школу приходят дети с разной степенью готовности к обучению;
- углубленные программы (углубленное изучение французского языка, английского, музыки) - 2-11-е классы;
- программы гимназического образования - гимназические классы;
- профильное обучение - классы профильного обучения (10-11-е);
- программы компенсирующего обучения - 9-й класс.
У нас накоплен опыт работы по профильному обучению: по социально-экономическому, физико-математическому, информационно-технологическому, филологическому профилям. Мы остро ощущаем необходимость развития научно-технического направления, которое в настоящий момент представлено проектно-исследовательскими работами учащихся под руководством педагогов. Творческие учителя нацелены на создание мотивации в познавательной деятельности, поддержание интереса детей к их предмету, поэтому выходят за рамки учебного материала, страдают от нехватки времени и сил, чтобы вести внеклассную работу.
Самый интересный возраст, по мнению Корнея Чуковского, - это дошкольный возраст «от 2 до 5». Педагогам, работающим с этим возрастом, доверено одно из самых загадочных научных ценностей - раскрытие «причудливых закономерностей детского мышления». Создание условий личностного развития, развития инициативы и творческих способностей каждого ребенка - вот основная задача, стоящая перед воспитателями. В каждом отдельном детском саду вы найдете определенный перечень предоставляемых услуг, но расширить спектр практически невозможно из-за дефицита высококвалифицированных кадров, формирование же комплекса позволяет решить такую проблему.

Это уже не только общеразвивающие группы, но логопедические, ЦИПР, ГКП. Спектр же дополнительного образования практически безграничен и определяется лишь запросами родителей.
Работа по обеспечению преемственности дошкольного и начального звеньев непрерывного образования становится все более актуальной. Отсюда возникает необходимость построения целостного образовательного пространства на этапе перехода ребенка из дошкольного учреждения в школу, разработки и внедрение в практику инновационных преемственных по своей сути программ, усечения неспецифических для дошкольного образования форм деятельности, разработки коррекционно-развивающего подхода для преодоления «школьного стресса».
Изучив вопросы теории и практики по обсуждаемой проблеме и исходя из тесного сотрудничества, мы выделили наиболее приемлемую для развития наших образовательных учреждений основополагающую цель. Это реализация единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой (обеспечение эффективного развития, воспитания и обучения, сохранение связей и согласованности всех компонентов).
В нашем комплексе используется предыдущий опыт работы по преемственности дошкольного отделения со школой по всем направлениям:
    Единое образовательное пространство на всех ступенях развития и обучения ребенка в рамках ФГОС. Программы дошкольного отделения не вступают в противоречие с программами начального отделения, а стали единой линией развития и обучения ребенка.
    Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников на всех этапах развития от дошкольной ступени до выпускника комплекса:
- логопедическая служба (логопеды, дефектологи): логопедическая служба и логопедические группы на дошкольном этапе; логопедическое сопровождение на начальном этапе обучения;
- психологическая служба (психологи, дефектологи, психотерапевт).
    Создание интеллектуально-мотивационной среды развития ребенка: проектная деятельность «Фестиваль наук» от дошкольной ступени до выпускников школы (как результат участие воспитанников и учеников комплекса в олимпиадах).
    Художественно-эстетическое направление:
- музейная педагогика (дети - детям, педагоги - детям);
- литературная гостиная на дошкольной ступени, литературные конкурсы в начальной школе, литературные вечера в средней и старшей школе;
- фестиваль «Разноцветная планета».
    Физкультурно-оздоровительное направление.
    Единая система дополнительного образования (более 40 объединений различной направленности во всех корпусах комплекса).
Школа всегда традиционно делилась на начальную, среднюю и старшую. Это не случайно, так как для каждого возраста нужно создавать свои психолого-педагогические условия, которые помогут определить каждому учащемуся свой жизненный путь с постоянным поиском возможностей самореализации.
Миссия школы-комплекса №1286 состоит в формировании высоконравственной, успешной, здоровой, современной и толерантной личности путем обеспечения детей качественным, мобильным и доступным образованием, отвечающим современным вызовам информационного общества и инновационной экономики страны. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. Миссия детализирует статус школы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.
Коллектив школы прилагает все усилия, чтобы выпускники были конкурентоспособными на рынке труда, ориентировались на личный успех и свои возможности. Эти задачи достигаются благодаря постоянному диалогу между учащимися и учителями, партнерским отношениям с родителями. Наиболее полное и качественное удовлетворение потребительского спроса способствует конкурентоспособности услуг. Тем самым качество образовательной услуги зависит от личных способностей школьника. Высокий уровень знаний - это одно из главных требований к выпускникам, которое предъявляет рынок вузовского образования сегодня и в перспективе. Несомненно, качество образования во многом зависит oт самих учащихся, а качество знаний учащихся может зависеть и от престижа учебного заведения. Сегодняшний день ставит перед общеобразовательной школой серьезные вызовы, значительная часть которых касается системы оценивания деятельности школьников. Оценка должна уже не только отражать качество работы ученика на уроках и во внеурочное время, но и стимулировать его к самостоятельному развитию, субъектной позиции в образовательном процессе, партнерским, а не конфронтационным отношениям с учителем, умению творчески решать поставленные задачи, привлекать дополнительную информацию для их решения.
Cуществующая сегодня система оценивания, созданная в совершенно иных социально-экономических условиях, не способна адекватно ответить на эти вызовы. Большинство педагогов и родителей уверены в том, что она скорее фиксирует самоотношение ученика (отличник, троечник), чем способствует творческому развитию его компетенций. Школа во многом превратилась не в «фабрику знаний», а в «фабрику оценок».
Рабочая группа специалистов, созданная по поручению Департамента образования для разработки современных подходов к оцениванию, проанализировала международный опыт в области оценивания деятельности школьников и наработки российских педагогов и психологов. На их основе была предложена система методов оценивания, направленная на решение стоящих сегодня перед российским образованием задач («развивающее оценивание»).
Сегодня для России чрезвычайно важна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом, ведь одаренные, талантливые дети и молодежь - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться. В школе активно развивается инновационная деятельность в области языкового образования, работает билингвальное отделение средней и старшей ступени.
Нынче совершенствуется современная информационная среда школы, создана административная локальная сеть, все кабинеты администрации оборудованы АРМ, с помощью компьютерных программ составляется учебное расписание, ИКТ используют при проведении педагогических советов, все учебные кабинеты оборудованы АРМ - учителя, педагоги школы осваивают мультимедийные учебники, применяют на уроках интерактивные доски, компьютерное сопровождение уроков и внеурочных мероприятий.
Наряду с традиционными управляющими органами в нашей школе работают органы общественно-государственного управления: совет школы, управляющий совет, совет ученического самоуправления. По предложению родителей создана электронная приемная управляющего совета. В формировании конкурентоспособности школы значительную роль может играть управляющий совет школы, важнейшая функция которого лоббирование интересов образовательного учреждения. Руководители, правильно понимающие значение этого органа государственно-общественного управления школой, активно привлекают к его работе родителей, депутатов, представителей общественных организаций, бизнесменов. Поэтому в рамках его деятельности крайне важно проводить PR-акции, привлекающие внимание. Именно поэтому качество школьного питания, безопасность детей, комфортность школьной среды, хорошее устройство школьного быта, оздоровительные занятия, разумное сочетание учения и отдыха - все это теперь забота членов управляющего совета.
Принцип «деньги следуют за учеником» предполагает выделение бюджетных средств не образовательному учреждению, а в расчете на ученика. Таким образом, бюджет школы определяется на основании количества учащихся, что может повысить эффективность работы, так как появится конкуренция за ученика. При переходе в другую школу учащийся «забирает» с собой выделенные на его обучение деньги. Чем больше учеников, тем больше средств получает заведение. Таким образом, создается конкурентная среда образовательных учреждений, которые борются за каждого ученика. Выбор школьником учебного заведения есть своего рода голос в пользу. В этом выборе участвуют родители и ребенок, школы конкурируют за получение нового учащегося для увеличения денежных поступлений. Финансовое состояние образовательных учреждений в этом случае соответствует количеству «голосов». Если же родители забирают ребенка в другую школу, то и деньги, выделенные государством, переходят во вторую школу.
Выполняя запрос общества по предоставлению качественных образовательных и воспитательных услуг, безусловно, нельзя не учитывать возможность возникновения неблагоприятной ситуации, опасностей.
Консолидированный бюджет комплекса позволяет:
    создавать материально-техническую базу для старшей профильной школы;
    осуществлять повышение квалификации учителей в соответствии с ФГОС, административно-управленческого персонала по охране труда и пожарной безопасности;
    планомерно повышать заработную плату педагогических работников (средняя заработная плата учителей: сентябрь - 45 270,70 рубля; январь - 48 320, 60 рубля);
    позволит оснастить современным оборудованием:
- центр информационных технологий для средней и старшей школы;
- центр психологической коррекции и развития;
    школу искусств;
    лаборатории для практических занятий по естественным наукам.
Чтобы подыскать новые источники финансирования, нужны решимость, настойчивость, а также разработка стратегии и выбор приоритетов:
- государственное финансирование на уровне нормативов;
- финансирование из внутренних источников;
- финансирование из привлеченных средств;
- смешанное (комбинированное) финансирование. 
Предстоит выйти на уровень участия в грантах (средства целевого финансирования), увеличить в несколько раз внебюджет дополнительного образования, участвовать в деятельности образовательных благотворительных фондов, находить иные источники. С увеличением количества зданий и возможностей мы планируем увеличить доход от приносящей доход деятельности до 25% от объема бюджетного финансирования.
Конечно, все спрогнозировать нельзя, и сомневаюсь, что в полном объеме удастся избежать социальных, профессиональных, финансовых рисков. Но я верю, что они будут иметь временный характер. Прекрасно осознаю, что ведущая роль по формированию успешного образовательного комплекса, безусловно, ложится на плечи руководителя, на его умение сформировать команду единомышленников, создать новую, возможно, совсем не похожую на ранее функционировавшую систему управления.
С какими проблемами сталкивается руководитель, возглавляющий инновационное образовательное учреждение?
Во-первых, есть психологическая неготовность учителя к реализации новых требований, во-вторых, налицо отсутствие мотивации к переменам, в-третьих, существуют стереотипы и традиции, которые сложно преодолеть. Как решить эти проблемы? Модернизация образования, внедрение ФГОС требуют обновления содержания педагогического труда, иных подходов к оцениванию результатов обучения, новых личностных и профессиональных компетенций педагогических кадров. Готовность к изменениям, продуктивность учителя (разработка собственных проектов, программ, технологий, систем; анализ и оценка собственной деятельности; технологии развития метапредметных навыков; методика воспитательной работы в современных условиях) - основа преодоления инертности и нежелания меняться.
Как помочь опытному учителю, профессионалу с большим стажем работы приспособиться к новым явлениям? На наш взгляд, необходимо создать в школе комфортные условия труда. В ОО должны быть созданы условия для:
- реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;
- повышения эффективности и качества педагогического труда;
- осуществления мониторинга результатов педагогического труда;
- выявления, развития и использования потенциальных возможностей педагогических работников.
Необходимо разработать систему поддержки квалифицированных педагогических кадров, например, путем оказания научно-теоретической, методической и информационной помощи педагогических работников по проблемам реализации основной образовательной программы, использования инновационного опыта, предоставления возможности трансляции собственного педагогического опыта. Безусловно, важный фактор - стимулирование (моральное и материальное) непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных технологий, высоких учебных результатов.
Существует три типа ресурсов: физические, финансовые и человеческие. Но реальность состоит в том, что образовательные отношения бывают смешанными (рыночными и нерыночными); для части людей образование благо, для некоторых платная услуга. Не замечать и отрицать эту реальность нельзя, ее надо признать. На современном этапе важны кадровая политика и изменение стратегии управления. Актуально выстраивание новой модели взаимодействия с педагогическим коллективом на основе сотрудничества, когда директор превращается в исполнителя решений педагогического коллектива, оставаясь лидером в стратегическом управлении.
Проведя SWOT-анализ управления образовательной деятельностью школы-комплекса №1286, мы можем сказать, что у нашего образовательного учреждения есть преимущества и сильные стороны, которые позволяют привести его к уровню одного из ведущих учреждений Москвы. В то же время при наличии достаточно весомых ресурсов для успешного развития наши опасения связаны с отсутствием полноценной маркетинговой деятельности учреждения для привлечения большего количества учащихся и укрепления имиджа, репутации образовательного комплекса. Существует весьма распространенное мнение, что задача школы - дать знания, развить умения и организовать деятельность, основанную на том, что знает и умеет школьник. Нам (педагогическому коллективу) кажется, что есть еще один элемент, роль которого в школьной жизни огромна, - это отношение к тому, что знаешь, умеешь и делаешь. Что происходит со знаниями? Они растут - у одних быстрее, у других не очень. Умения развиваются: во втором классе могут больше, чем в первом; в одиннадцатом - больше, чем в девятом. С отношением сложнее. Оно не растет и не убывает - оно меняется, меняется порой быстро и непредсказуемо. Восторг и радостное потрясение, которые испытал сегодня, завтра могут уйти, и все станет привычным, ожидаемым, нормальным. За ощущением предсказуемости придет безразличие, затем раздражение, а если представить самое худшее, то и отвращение. Впрочем, такой ряд вовсе не закономерен - любое состояние может оказаться переломным, и безразличие снова станет сначала заинтересованностью, а затем восторгом. В групповой психологии и социологии есть теории, утверждающие, что смена отношений, их цикличность закономерны и что этот феномен можно скорее учитывать, нежели влиять на него. Мы принимаем эту точку зрения лишь частично, утверждая, что в школе влиять на отношение возможно; более того, на самой идее такого целенаправленного влияния - создании «восторженно-фантастического» из «нормально-обыденного» - можно построить школьный год. Мы говорим «школьный», а не «учебный», потому что время с сентября до июня считаем временем жизни школы. Ну а жизнь, как известно, состоит из событий и отношения к этим событиям. Поэтому наша идея и была в том, чтобы в жизни школы появились события, которые приносили бы их участникам радость здесь и сейчас и давали бы надежду на то, что эта радость повторится.

Светлана ВОЛКОВА, и. о. директора школы-комплекса №1286