Успешный опыт Казанского федерального университета, особенно в сфере усиления практико-ориентированной подготовки будущих учителей, стал основой для инновационных образовательных программ подготовки учителей, которые разрабатываются сейчас по заказу Министерства образования и науки РФ с целью их дальнейшего тиражирования в педагогических вузах страны.
Широкое участие казанских ученых в программе модернизации педагогического образования - это прежде всего всероссийское признание тех позитивных изменений в деле подготовки учителей, которые произошли в федеральном университете после присоединения к нему двух педагогических вузов. Отметим, что данные изменения в Казанском федеральном университете проходят под эгидой самого авторитетного учреждения страны в этой области - Российской академии образования,  объявившей КФУ своей экспериментальной площадкой.

Присоединение педагогических вузов к мощным федеральным университетам - повышение качества подготовки учительских кадров
По результатам мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в группах «Образовательное учреждение, нуждающееся в оптимизации деятельности» и «Образовательное учреждение является неэффективным и нуждается в реорганизации» значительной оказалась доля учреждений высшего профессионального образования педагогического профиля. В этом заключено одно из наиболее важных противоречий современного образования: неэффективное высшее учебное заведение не может готовить эффективных учителей.
Существует несколько вариантов решения проблемы, среди которых наиболее реалистичное и безболезненное - присоединение педагогических вузов к мощным федеральным университетам, позволяющее на основе организационных, научных, образовательных, материально-технических ресурсов достичь заметного повышения качества подготовки учительских кадров.
Примером может служить опыт Казанского федерального университета, в состав которого в сентябре 2011 года вошли Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет (основан в 1876 г.) и Елабужский государственный педагогический университет (начал подготовку учителей в 1898 г.). Ныне по численности обучающихся студентов наш университет входит в пятерку крупнейших педагогических центров страны. Кроме того, мы один из немногочисленных вузов, осуществляющих подготовку учителей по всем предметным областям общеобразовательной школы.
Традиции подготовки педагогов в Казанском императорском университете, историческим преемником которого стал федеральный университет, имеют глубокие корни. Малоизвестный факт: в 1812 году в структуре университета был открыт педагогический институт, положивший начало высшему педагогическому образованию в Поволжье. Вслед за Москвой и Санкт-Петербургом он стал третьим в России учебным заведением подобного профиля и оказал значительное влияние на образовательное и культурное освоение востока страны. Важно, что он был предусмотрен уже уставом 1804 года, что свидетельствует о государственном уровне понимания необходимости подготовки педагогов в университетах.
История учебного заведения насыщена как важными достижениями и именами известных выпускников (выдающиеся ученые Н.И.Лобачевский, И.М.Симонов и др.), так и непониманием важности подготовки учительства в стенах классического университета на том или ином историческом этапе. Тем не менее вплоть до своей реорганизации в 1858 году в педагогические курсы институт подготовил сотни учителей гимназий и уездных училищ для значительной части территории страны, включавшей Поволжье, Сибирь, Урал, Кавказ, а также ряд центральных губерний.
После реорганизации педагогического института традиции подготовки педагогов в университете были продолжены в дореволюционный и советский периоды педагогическими кафедрами, факультативными педагогическими семинариями при кафедрах, другими формами организации педагогического образования, однако следует признать, что в целом это направление отошло на второй план на многие десятилетия.
В то же время педагогическое образование было успешно продолжено в Казанском учительском институте, с которого ведет свою историю Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. В 1918 году он был преобразован в Казанский педагогический, в 1919-м - в Высший институт народного образования, с 1922 года назывался Восточным педагогическим институтом, с 1931-го - Татарским педагогическим, с 1934-го - Казанским государственным педагогическим институтом, в 1994-м получает статус Казанского государственного педагогического университета. В 2005 году вуз был реорганизован в Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. За более чем 130-летнюю историю он прославился выдающимися учеными, работавшими здесь в разные годы. Это академики и члены-корреспонденты Академии наук СССР В.В.Адоратский, А.Е.Арбузов, Б.А.Арбузов, И.Е.Тамм, К.А.Валиев, В.Д.Греков, Н.М.Державин, Е.А.Косминский, С.П.Обнорский, Е.В.Тарле и многие другие. За время своей деятельности университет подготовил десятки тысяч учителей для образовательных учреждений Поволжья, Приуралья и Сибири, успешно выполняя просветительскую и культурную миссию для многих народов России.
Елабужский государственный педагогический университет также являлся одним из старейших региональных учебных заведений Российской Федерации. Его родоначальник - основанное в 1898 году епархиальное женское училище, при котором действовали дополнительные классы по подготовке учителей церковно-приходских школ и епархиальных училищ.
Глубокие традиции подготовки высококвалифицированных специалистов для системы образования, мощный научно-педагогический потенциал послужили основанием для преобразования института в 2003 году в государственный педагогический университет.

Новая организационная структура педагогического образования Казанского университета
Соединение возможностей классического и педагогических университетов создало уникальные условия для формирования новой организационной структуры педагогического образования. Выделим лишь наиболее значительные преимущества.
Во-первых, в федеральном университете сконцентрировался самый мощный научный и образовательный потенциал в Поволжье в области педагогики и психологии. Совокупное число вошедших в федеральный университет преподавателей и ученых только из присоединенных педагогических вузов превысило 1200 человек, из которых 10 процентов доктора и 63 процента кандидаты наук. Наличие такого солидного научно-педагогического ресурса позволяет решать не только образовательные задачи любого уровня, но и сделать серьезный прорыв в научных исследованиях, особенно прикладного характера, что сейчас наиболее востребовано образовательной практикой.
Во-вторых, участие в подготовке учителей ведущих ученых профильных институтов (физики, химии, истории и др.) позволило существенно улучшить предметную подготовку выпускников. Необходимо особо подчеркнуть, что каждый профильный институт КФУ (например, Институт физики, Институт экологии и географии и др.) является узловым звеном работы с учителями в соответствующей предметной области, что позволяет достичь более высокого уровня предметных компетенций учителя.  Мы исходим из того, что квалифицированный учитель  наряду с методикой преподавания должен получить фундаментальные знания в своей области. Для этого используется новейшая учебно-лабораторная база институтов с привлечением ведущих ученых и специалистов.
В-третьих, в КФУ реализуются все основные уровни педагогического образования (программы СПО, педагогического бакалавриата, магистратуры, повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей, дополнительного профессионального образования, послевузовского образования через аспирантуру и докторантуру).
В-четвертых, появление в структуре федерального университета Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (с ежегодным охватом более 6000 учителей) позволило создать действенную систему непрерывного педагогического образования и сопровождения учителя в течение всей его деятельности. Складывается система вовлечения учителей в сетевое взаимодействие под эгидой КФУ, включающая: создание виртуальных и традиционных образовательных сообществ, участие в конференциях различного уровня, обучение в магистратуре и аспирантуре, приглашение на лекции ведущих отечественных и зарубежных ученых, стажировки при кафедрах, обучение на краткосрочных семинарах.
Как новая и эффективная форма повышения квалификации учителей зарекомендовал себя Всероссийский фестиваль школьных учителей, проводимый в Елабужском институте КФУ с 2010 года. На очереди проведение съезда директоров общеобразовательных учебных заведений Поволжья, создание на портале КФУ своеобразного банка методических находок, которым смогут воспользоваться все работники образования.
Особо значимо, что КФУ взял на себя функцию ответственности за профессиональный рост педагога, создав собственную систему аттестации учителей, реализуя гибкие формы повышения их квалификации и переподготовки исходя из насущных потребностей образовательных учреждений. Это позволяет наладить действенную связь между педагогической наукой и практикой, своевременно вносить коррективы в процесс первичной подготовки учителей.

Образование как образ жизни человека: подготовка в стенах КФУ учителей-тьюторов
Важным условием подготовки эффективных школьных учителей является также обновление содержания педагогического образования в университете. Если образование ХХ века строилось по принципу «образование на всю жизнь», то сегодня мы говорим об утверждении образования как образа жизни человека в соответствии с его индивидуальными и личностными особенностями и с учетом требований современного российского общества к качеству человеческого капитала. Мировая практика говорит о том, что человек за свою жизнь приобретает до 10 компетенций. Это означает, что не только преподаватели, но и наши студенты - будущие учителя - должны прежде всего научиться учиться. В этой связи актуальным становится подготовка не просто педагога, а учителя-тьютора, являющегося для детей проводником в мире знаний.
Закономерно, что это повлекло за собой большую практическую работу в Казанском федеральном университете в сфере:
- совершенствования образовательных стандартов и программ (учебные планы, педагогическая практика, управление учебным процессом, оценка качества подготовки кадров);
- разработки новых профессиональных стандартов педагогической деятельности, определения проблематики актуальных и востребованных системой образования исследований в области педагогики, усиления практической ориентированности педагогического образования; модернизации послевузовского педагогического образования;
- обновления информационных основ педагогического образования;
- совершенствования системы трудоустройства и развития профессиональной карьеры молодых педагогов.
Был проведен анализ научно-методического потенциала кафедр университета, связанных с подготовкой учителей, целью которого является формирование реального исследовательского взаимодействия ученых-педагогов и, что особенно важно, структурирования научных исследований в области педагогики через формирование скоординированной общеуниверситетской проблематики.
Мировая практика подтверждает, что качество образования во многом зависит от уровня обучающихся студентов.
Опыт приема 2013 года в Казанский федеральный университет показывает положительную динамику специальности педагогического профиля, в частности, рост в рейтинге укрупненных групп специальностей произошел по психолого-педагогическому образованию с 17-го на 4-е место, по педагогическому образованию с 18-го на 9-е место. Заметно возрос средний балл зачисленных по результатам ЕГЭ в 2012 году в расчете на один предмет.
Результаты приемной кампании 2014 года впечатляют еще больше. На фоне значительного падения показателей ЕГЭ мы не только смогли удержать, но и повысить качество приема на педагогические направления, где средний балл составил 72 единицы. Средний конкурс превысил по большинству педагогических профилей 20 человек на бюджетное место! Лидерами здесь стали профиль «Иностранный язык» в Институте филологии и межкультурной коммуникации (52 человека на бюджетное место) и профиль «Начальное образование» в Институте психологии и образования (35 человек на место). Такое еще несколько лет назад невозможно было даже предположить! Привлечение более подготовленных абитуриентов позволяет повысить качество подготовки будущих учителей.
На этапе разработки собственной модели педагогического образования активно изучается передовой зарубежный опыт, в том числе в сотрудничестве с иностранными учеными из Сингапура, Великобритании, Германии, США, Нидерландов и других стран. Большое внимание уделяется внутренней аттестации профессорско-преподавательского состава, занятого в подготовке учительских кадров. Началась реализация собственной модульной программы повышения квалификации с приглашением авторитетных российских и зарубежных ученых и практиков.
Стратегия реформирования системы подготовки учительских кадров в Казанском федеральном университете определяется Координационным советом по педагогическому образованию, объединившим не только ученых и преподавателей многочисленных подразделений университета, но и всю педагогическую общественность Республики Татарстан, в том числе представителей регионального Министерства образования и науки, других вузов, руководителей учреждений среднего профессионального образования  и общеобразовательных школ, талантливых учителей-практиков. Показательно, что Координационный совет возглавляют министр образования и науки Республики Татарстан и ректор КФУ.
Целесообразность такого взаимодействия заключается прежде всего в том, что работодателю предоставлена реальная возможность влиять на процесс подготовки педагогических кадров в федеральном университете путем внесения изменений в вариативную часть образовательных программ, внедрения новых форм организации педагогической практики, дополнительного обучения по наиболее востребованным направлениям подготовки. Координационный совет - это одна из первых в стране попыток согласованных действий региональных органов исполнительной власти и федерального образовательного учреждения в сфере высшего профессионального образования.

Айдар КАЛИМУЛЛИН, директор Института психологии и образования, профессор