В этом году вузу исполняется 210 лет. За все эти годы Казанский университет ни разу не снизил своей высокой планки: был и остается одним из крупнейших научно-образовательных комплексов России.
Ректор КФУ Ильшат ГАФУРОВ рассказал «Учительской газете» о современной деятельности вуза и поделился своими взглядами на дальнейшее развитие университета.

- Ильшат Рафкатович, 210 лет - это серьезный возраст. Университет уверенно преодолевает  одну высоту за другой. В этой связи интересно узнать, какие же задачи ставил и ставит перед собой Казанский университет?
- Действительно, 210 лет - огромный исторический период. Мы гордимся и сегодняшним днем, и своей историей. Основанный в 1804 году вуз бережно хранит и развивает традиции просвещения в обширном регионе соприкосновения культур Европы и Азии. В год открытия Казанского императорского университета он был восточным форпостом науки и высшего образования России. Сегодня перед нами стоит задача стать одним из центров инноваций, трансформироваться из классического российского университета в научно-исследовательский вуз, генерирующий новые знания и поставляющий обществу специалистов высшей квалификации.
На решение этой двуединой и чрезвычайно сложной задачи направлены утвержденная Правительством РФ программа развития КФУ на 2010-2019 годы и программа повышения конкурентоспособности университета в рамках сформулированной Президентом РФ стратегии продвижения минимум пяти российских вузов в глобальный Топ-100 к 2020 году. После старта первой программы нам удалось вывести на мировой уровень техническую оснащенность без малого 150 лабораторий КФУ, удвоить публикационную активность ученых университета в изданиях, входящих в базы Scopus и Web of Science. Университет на международном совете в Минобрнауки России успешно защитил «дорожную карту» повышения конкурентоспособности КФУ, базирующуюся на опережающем развитии пяти приоритетных направлений в научном и образовательном процессах. В ее разработке и экспертизе принимали участие и международные консультанты.
- На чем основывался выбор пяти приоритетных направлений?
- Должен сказать, что выбор приоритетов был отнюдь не простым делом. В настоящее время научные исследования в КФУ ведутся по 28 направлениям, в том числе по 13 естественно-научным, 10 гуманитарным, 5 междисциплинарным. И все они в разной степени востребованы.
Однако мы должны думать не только о глобальной конкурентоспособности, но и о подготовке специалистов для самых различных отраслей, и далеко не все специализации влияют на рост в международных рейтингах. Тщательно проанализировав позиции сопоставимых референтных с КФУ зарубежных вузов, уже входящих в сотню лучших в мире, мы пришли к выводу, что приоритетными для КФУ направлениями должны стать биомедицина, биотехнологии, инфокоммуникационная сфера, нефтедобыча, нефтепереработка и нефтехимия, новые материалы, а также социогуманитарное направление.
Первое из названных направлений - это наш глобальный приоритет: львиная доля исследований последних лет посвящена живым системам. Внимание к инфокоммуникационным системам тоже вполне объяснимо. Не случайно Татарстан сегодня позиционирует себя как IT-центр федерального масштаба. Нефтехимический приоритет КФУ вообще не нуждается в комментариях: все-таки в стране это традиционно ведущая отрасль. Что касается социогуманитарной сферы, то не надо забывать, что одной из важнейших функций университета является не только накопление и трансляция знания, но и воспитание социально ответственных граждан. Поэтому социогуманитарное направление всегда будет одним из приоритетных для нашего университета.
- Вы говорили о том, что перед КФУ стоит задача трансформироваться из классического российского университета в научно-исследовательский вуз. Расскажите, как проходит этот процесс?
- Уже на старте программы повышения конкурентоспособности нам удалось заложить необходимый вектор по преобразованию классического университета в исследовательский вуз, а также по повышению интернационализации образовательного и научно-исследовательского компонентов. Важнейшими драйверами преобразований выступают создаваемые центры превосходства в рамках выбранных приоритетных направлений исследований. В настоящее время мы заложили основы для развития 17 таких центров. Они действуют на основе тесной кооперации с мировыми компаниями, и в большинстве своем их возглавляют общепризнанные мировые лидеры. Среди них такие личности, как профессор Страсбургского университета Марат Юсупов, профессор из Средиземноморского института нейробиологии (Франция) Рустем Хазипов, директор Инновационной программы трансляционной медицины и диагностики (PMI) сети институтов RIKEN (Япония) Йошиде Хаяшизаки.
Кроме того, мы отработали собственный подход, который назвали Science Projects Incubator on Open lab basis (SPIOLB). По сути, OpenLab - это площадка, уже обеспеченная современным научным оборудованием и инфраструктурой, открытая как для ведущих университетских, так и для приглашенных ведущих иностранных и российских ученых в целях реализации в рамках приоритетного направления инициативных научно-исследовательских проектов фундаментального и прикладного характера с самостоятельным бюджетом и полномочиями по дооснащению лабораторий и привлечению специалистов. При этом в 2010-2013 годах на основе нашей первой перспективной программы - программы развития - мы интенсивно занимались подготовкой материально-технической базы и развитием необходимой инфраструктуры, а на современном этапе основной акцент сделан на кадровом насыщении подготовленных инфраструктурных площадок и активном вовлечении партнеров в лице ведущих научно-образовательных центров и крупных международных компаний.
В результате к настоящему моменту в университете функционируют 43 научно-исследовательские и 37 учебных лабораторий мирового уровня. Кроме того, накоплен достаточный научный потенциал и заложен инфраструктурный базис для дальнейшего развития еще 30 научно-исследовательских подразделений.
- Понятно, что успех в естественно-научных сферах обеспечивается не только приборно-лабораторной базой. Особенно важно, кто и как ею сможет распорядиться...
- Конечно. Сегодня профессорско-преподавательский состав КФУ на 73 процента состоит из кандидатов и докторов наук, причем почти треть преподавателей - это люди моложе 35 лет; у нас работают 25 действительных членов и членов-корреспондентов РАН и АН РТ. Потенциал высок. О привлечении ведущих иностранных исследователей я уже рассказывал, можно только добавить, что партнерами КФУ являются свыше 90 вузов и научных центров в 35 странах.
- Выход на такой уровень требует весьма значительных финансовых затрат, тем более что сейчас в стране сделан акцент на финансирование НИР по грантовой системе. Как обстоят дела Казанского университета с грантами?
- В КФУ в этой части накоплен неплохой опыт: наш университет выиграл практически все мегагранты. Например, по 218-му постановлению Правительства РФ, которое предусматривает поддержку проектов вузов и промышленных предприятий, мы стали победителями конкурса на общую сумму свыше 1 млрд 200 млн рублей. Эти проекты успешно завершены. Их впечатляющие результаты позволили нам продолжить часть проектов на основе грантовой поддержки в размере 1 млрд 140 млн рублей. Сегодня при КФУ действуют более 30 малых инновационных предприятий, открываются опытные производства, создаются инжиниринговые центры. В результате мы стали не только учебно-научным заведением, но  уже становимся в какой-то степени холдингом.
- Ильшат Рафкатович, давайте подробнее поговорим о подготовке педагогов в КФУ. Это ведь тоже одно из важнейших направлений работы университета?
- На Казанский федеральный университет возложена миссия активно содействовать качественному обновлению школьного дела в нашей республике и в масштабах Приволжского федерального округа.
С этой целью мы реализуем принципиально новую двойную модель подготовки. По первой - распределенной - модели подготовки педагоги-предметники закреплены за профильными институтами и факультетами под методическим руководством и при координации со стороны Института психологии и образования. То есть учителей физики готовят в Институте физики, преподавателей химии - в Химическом институте и так далее.  А по второй модели наш Елабужский институт продолжает готовить педагогов по традиционной и сетевой схеме.
Использование  распределенной модели позволяет достичь высокого уровня предметных компетенций педагогов, а также охватить все школьные предметы. А компетентные учителя - это залог повышения уровня подготовки наших потенциальных абитуриентов, включая тех, кто выбирает профессию школьного педагога.
- А как происходит взаимодействие вашего вуза со школами и школьниками?
- Мы тесно сотрудничаем со школами из разных районов республики, оказывая им учебную и методическую поддержку.
Сегодня мы имеем более 150 базовых школ, в которых осуществляется индивидуальная углубленная подготовка учащихся по выбранным ими разделам фундаментальных наук к олимпиадам, конкурсам, конференциям различной направленности, а также организационно-методическое сотрудничество в подготовке к итоговой аттестации учащихся старших классов. Школьникам открыт доступ к научным лабораториям институтов и факультетов университета для работы над исследовательскими проектами.
Отмечу также, что мы широко используем возможности Интернета: у нас сформирована социально-образовательная сеть «Буду студентом!», ее пользователями являются более 350 тысяч школьников и педагогов республики и других регионов страны.
С 2004 года КФУ проводит межрегиональные предметные олимпиады, участниками которых являются учащиеся 9-11-х классов организаций среднего (полного) общего образования и студенты выпускных курсов организаций среднего профессионального образования. Ежегодным мероприятием для одаренных детей является Поволжская научная конференция учащихся имени Николая Ивановича Лобачевского. На ней школьники представляют как отдельные исследовательские проекты, так и коллективные, выполненные в областях естественно-научных и гуманитарных знаний, соответствующих основным научным направлениям.
Число участников Поволжской конференции имени Лобачевского ежегодно растет. Если в 2013 году в мероприятии участвовали 429 человек, то в 2014 году научные проекты представили 546 участников из 11 регионов России.
Как вуз федерального статуса, нацеленный на инновации, мы делаем упор на новые эффективные формы работы. Среди них - детский университет, который действует с осени 2011 года и рассчитан на популяризацию научных знаний среди ребятишек в возрасте 8-12 лет. Занятия проводятся в выходные дни и во время школьных каникул, сейчас в детском университете занимаются свыше тысячи детей.
На семи факультетах и отделениях малого университета, который рассчитан уже на старшеклассников, ежегодно обучаются более 400 школьников. В программу включены практикумы, тренинги, консультации, действуют олимпиадные и исследовательские группы. На основе своего опыта мы можем твердо сказать, что такие занятия всерьез способствуют выявлению и развитию творческих способностей школьников и готовят к поступлению в университет.
- При КФУ существует несколько лицеев. Расскажите о них.
- В ходе реализации нашей «школьной линии» мы ощутили серьезную нехватку собственного среднего звена образования для отработки новых педагогических технологий, создания социального лифта для одаренных детей. Эту задачу удалось решить. В сентябре 2012 года в составе КФУ по инициативе президента Республики Татарстан Рустама Минниханова на территории Деревни Универсиады было открыто уникальное учебное заведение - IT-лицей-интернат с углубленным изучением математики, физики, химии, биологии, информатики и экономики. Он рассчитан на 360 учащихся 7-11-х классов, в настоящее время в нем обучаются дети не только из нашей республики, но и из Ульяновской области, Удмуртии. Важно, что ученикам открыт доступ к лабораториям университета, где они разрабатывают собственные проекты. Один из них уже вошел в число 50  лучших инновационных идей для Республики Татарстан. В лицее действуют кабинет, оснащенный продукцией компании Apple, 3D-студия, мини-типография, а весной этого года открыт интерактивный класс компании Samsung.
Это только начало. Несомненно, в тесном взаимодействии с институтами и факультетами университета лицей поднимется на новую высоту.
Школа-интернат «Лицей имени Н.И.Лобачевского» официально вошла в состав КФУ 1 сентября 2013 года, но тесные связи с университетом были установлены еще с момента основания лицея в 2000 году. Обучение в нем ориентировано на углубленное изучение дисциплин естественно-математического цикла и приобщение учащихся к активной научно-исследовательской деятельности. Об эффективности образовательной деятельности лицея можно судить, в частности, по тому, что в республиканских, российских и международных конкурсах и на предметных олимпиадах этого учебного года 119 лицеистов стали победителями и призерами. Лицей входит в число 25 лучших школ России.
Включение в состав КФУ сразу двух организаций общего среднего образования позволило нам на новом уровне организовать работу с одаренными детьми и создать эффективно действующую модель подготовки молодежи в системе «школа - вуз», а также использовать лицеи как стажировочные площадки для подготовки будущих педагогов.
Обобщая, хочу сказать, что взаимосвязь и преемственность всех уровней должны быть важнейшими требованиями педагогического образования. Сама история университета для нас едина, она предстает как смена поколений преподавателей и студентов. Ныне Казанский федеральный университет - один из крупнейших научно-образовательных комплексов России. Мы не стагнированы, мы движемся, но чем быстрее движение, тем больше возникает вопросов, на которые мы готовы отвечать.