Значительная часть жизни современного россиянина проходит «на рельсах». Трамвай, метро, электричка, поезд дальнего следования давно уже перестали вызывать удивление. О транспорте вспоминают, только когда он плохо работает. Но ведь машины лишь перевозят пассажиров, работают на них, управляют их движением люди. И профессиональная подготовка достаточного числа этих людей является важнейшей государственной задачей.

Однако система железнодорожного образования почему-то довольно редко оказывается в фокусе общественного внимания. А ведь именно сейчас она особенно нуждается в участии. Проблема реформирования и акционирования МПС не должна заслонять от общества проблему подготовки квалифицированных железнодорожных кадров. Работа учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте удачно справляется с этой задачей.

- Сегодня наша система организует учебно-методическую и учебно-воспитательную работу со всеми учебными заведениями бывшего МПС России, - рассказывает заместитель директора учебно-методического центра Елена Отвечалина, - в их число входят 10 высших учебных заведений (9 университетов и 1 академия), 60 средних специальных, 45 технических школ и учебно-производственных центров, 22 общеобразовательные школы, 32 школы-интерната, 2 лицея и 2 гимназии.

- Как же вы справляетесь с обслуживанием такого «хозяйства»? Ведь железные дороги теперь формально уже негосударственные.

- Государство нас не бросает. Нашу деятельность курируют и Федеральное железнодорожное агентство, и Минобрнауки, но основную помощь по-прежнему оказывают сами железные дороги.

- По старой памяти?..

- Ну память никогда нельзя сбрасывать со счетов. Но главное все-таки не в этом, ведь какой бы формой собственности не стал транспорт, на нем все равно нужно кому-то работать. И с улицы этих людей не наберешь. Так что дороги по-прежнему заключают договоры на подготовку специалистов с вузами, колледжами и техникумами, ну а вузам нужны свои подшефные школы. Да и детям железнодорожников также нужно где-то учиться.

- Выходит, реформа вас никак не затронула. От модернизации образования ваша система как ведомственная тоже, наверное, убереглась?...

- Как сказать? В рамках модернизации наш центр, к примеру, разработал новое поколение государственных стандартов базового и повышенного уровня по 8 профильным специальностям. Соответствующей переработке подверглись все программы, учебники, методическая литература. Вводятся и совсем новые дисциплины. Например, «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Продажа билетов, управление грузами и поездами - все это теперь требует освоения новых, автоматизированных систем. Ну и, наконец, разработка улучшенных стандартов по технике безопасности железнодорожного транспорта, методика антитеррористической работы - наш центр последнее время вплотную занимается этими проблемами.

- А межотраслевое сотрудничество?

- Оно происходит на двух уровнях. Во-первых, мы постоянно обмениваемся опытом с методистами из смежных отраслей: авиаторами, речниками, связистами. А, во-вторых, многие наши программы и разработки используются не только профильными учебными заведениями...

- Какими же?

- Металлурги из Новокузнецка, энергетики из Волгограда, многих можно назвать.

- И все-таки можно ли сегодня считать учебу в системе железнодорожного образования престижной?

- Несомненно. Большая часть наших выпускников находит себе работу по специальности. Да и условия их обучения выигрышные. К примеру, по России 1 компьютер в среднем приходится на 20 студентов, у нас в системе - только на 7.

Разговаривая с такими людьми, веришь, железнодорожному образованию в России быть!