Для развития речи и воспитания коммуникативных качеств человека, формирования навыков речевого поведения я составила программу «Азбука общения».

Цели:
I. Образовательные:
1) расширить знания детей о правилах и способах общения;
2) дать представление о понятиях «общение», «коммуникация», «диалог»;
3) расширить кругозор детей.
II. Коррекционные:
1) продолжать развивать умение самостоятельно вести диалог;
2) развивать зрительное внимание, умение слушать собеседника;
3) развивать умение точно подбирать слова для выражения мыслей;
4) способствовать развитию активности детей на занятии;
5) развивать связную и диалогическую речь, память, восприятие, внимание.
III. Воспитательные:
1) воспитывать уважение к собеседнику;
2) воспитывать желание заниматься саморазвитием и самовоспитанием.
Оборудование: запись песни «Погода в доме», аншлаги с правилами общения, жетоны красного и зеленого цвета, слова для развития зрительной памяти, сообщения, 2 телефона.

I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Учитель: Для того чтобы работа шла успешно, быстро и плодотворно, давайте подготовим наш речевой аппарат.
Еще Ломоносов говорил: «Всем, кто хочет добиться успеха, нужно начать с чистоты выговора, с развития силы и крепости в голосе». Самый лучший способ для разминки - это проговаривание скороговорки. Скороговорка помогает сформировать темп речи, чистоту выговаривания, а также способствует развитию речи на выдохе. Вы знаете очень много скороговорок, поэтому вам не составит труда сложить из слов по одной скороговорке и проговорить ее.
Проговаривание скороговорок.
Учитель: Если вам было трудно выговорить какую-либо скороговорку, то следует ее заучить и повторять систематически.

III. Сообщение темы и цели
Звучит отрывок из песни «Погода в доме».
Учитель: Сейчас вы прослушали куплет песни «Погода в доме» в исполнении Ларисы Долиной. Как вы думаете, о какой погоде здесь идет речь? А от чего зависит взаимопонимание в отношениях людей?
Ответы учеников.
Учитель: А нужно ли учиться общаться? И почему?
Ученики: Учиться общаться нужно для того, чтобы легко было в отношениях с людьми, чтобы люди тебя понимали и ты их понимал, не было конфликтов.
Учитель: Правильно вы сказали, тема нашего занятия - «Учимся общаться». Что бы вы хотели узнать в ходе этого занятия? (Дети говорят, а воспитатель записывает на доске.)
IV. Проверка домашнего задания
Учитель: Для того чтобы занятие прошло в интересной форме, мы с вами разделились на две группы, на два агентства, где работают специалисты по вопросам общения. До занятия вы выбрали главу своего агентства и придумали ему название. Давайте посмотрим, как ребята в группах выполнили домашнее задание.
Представление агентств.
Учитель: Очень приятно с вами было познакомиться. Вы выполнили домашнее задание. Сегодня мы с вами будем постоянно обращаться к правилам общения. И сейчас обратимся к ним, прочитав первое правило, которое звучит так: «Никогда не забывай выполнить то, что обещал человеку».
Сегодня эти два агентства будут соревноваться между собой за право называться лучшими. Я надеюсь, что борьба будет честной и упорной.
Для того чтобы выявить в конце занятия, чье же агентство является лучшим, за выполненные задания вы будете получать жетоны красного и зеленого цвета. Красным жетоном ответ оценивается как хороший. Зеленым - как удовлетворительный.

V. Основная часть
1. Вступительная  беседа
Учитель: В жизни большинства людей процессы общения занимают до 70% времени. Умение говорить, слушать, писать и читать - важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность людей и позволяющие накапливать, передавать громадный запас знаний. Общение людей происходит всюду и везде, в различных видах деятельности. Общаться надо уметь, и учиться этому мастерству нужно каждому.
Для того чтобы работать в агентствах по оказанию помощи в вопросах общения, давать какие-либо рекомендации другим людям, самим работникам агентств нужно обладать определенными умениями и способностями. Например, хорошей зрительной и слуховой памятью.
2. Развитие зрительной памяти, внимания, восприятия.
Учитель: Задания агентствам: вашему вниманию предлагается 12 слов, необходимо в течение одной минуты прочитать слова и постараться их запомнить. Пусть эти слова прочитает сотрудник агентства. А теперь пусть эти же слова прочитает сотрудник другого агентства. Даю вам минуту.
Слова: дом, семья, дети, речь, разговор, диалог, общение, вежливость, коммуникация, самостоятельность, ответственность, воспитанность.
Учитель: Минута прошла, и я закрываю слова. Напишите на листочке все запомнившиеся вам слова. Какое агентство написало больше слов? (Идет подсчет.)
Итак, ответьте, зачем человеку нужно быть в разговоре внимательным и запоминать все, что говорит собеседник?
Ответы учеников.
Если вы сегодня почувствовали, что у вас недостаточно развита память, то нужно над этим работать. И второе правило общения: «Будь всегда внимательным в общении с людьми».

3. Развитие слуховой памяти, внимания, восприятия
Учитель: Следующая часть нашего занятия будет посвящена умению точно передавать услышанное и прочитанное.
Я прошу выйти сюда по одному работнику агентства.
Задание: Сейчас вы внимательно прочитаете про себя или вполголоса письменное сообщение и постараетесь точнее запомнить его содержание. А остальных сотрудников агентств я попрошу выйти из помещения. Мы вас пригласим всех по очереди.
Текст: «Завтра, 18 февраля, в Доме культуры села Осинцево состоится концерт, посвященный празднованию Дня защитника Отечества. Начало в 15 часов. Приглашаем всех желающих. Цена билета 10 рублей».
Прошу войти одного из сотрудников.
Задание: Передайте устно, как можно точнее сообщение своим товарищам по работе (затем это же выполняет другой).
Как вы думаете, почему некоторые из вас допустили ошибки?
Какие качества нужно проявить тем, кто старается передать сообщение? (Внимательность, сосредоточенность.)
Какие качества необходимы слушающему, чтобы точно запомнить сообщение? (Внимательность, сосредоточенность.)
Какие бы правила вы определили для говорящего? (Говорить медленно, внятно, правильно выражать свои мысли, смотреть в глаза собеседнику.)
Какие правила можно определить для слушающих? (Слушать внимательно, не отвлекаться, смотреть в глаза собеседнику. Уточнить, если вы не поняли мысль говорящего.)
Итак, как бы вы сформулировали следующее правило общения?
    Правильно выражай свои мысли.
    Доброжелательно и внимательно выслушивай собеседника.
    Не перебивай говорящего.

4. Развитие диалогической речи
Учитель: С помощью следующего задания мы с вами постараемся ответить на вопрос: необходимо ли человеку умение правильно оценивать ситуацию и ориентироваться в разговоре?
Сначала давайте вспомним существующие способы общения (по телефону, письменно, с помощью мимики и жестов и т. д.).
В настоящее время широко развита система телефонов доверия. Позвонив по такому телефону, человек может поделиться волнующими его вопросами, попросить помощи или совета. И в ваших агентствах есть такие телефоны доверия. Выберите одного человека, который будет отвечать на звонки и вести диалог с клиентом. В случае затруднения можно обратиться к своим коллегам за помощью.
Итак, послушайте задание: Если зазвонит телефон, вы должны ответить клиенту доброжелательно, внимательно его выслушать и постараться оказать помощь, дать совет, задать вопросы, уточнить, если что-то непонятно.
Звонок.
Клиент: Алло! Это частное агентство «…»?
Ответ: Да! Это агентство «…». Говорите, мы вас внимательно слушаем.
Клиент: Здравствуйте! Меня зовут Наталья Ивановна. Мне бы хотелось попросить у вас совета вот по какому поводу…
Ответ: Мы рады вам помочь!
Клиент: Моему сыну 10 лет, но он каждый день просит у меня деньги на разные мелочи. Он просто транжира и не умеет экономить. Я его воспитываю одна, и зарплата у меня небольшая, поэтому давать деньги каждый день у меня нет возможности. Что мне делать?
Ответ: Да, ситуация у вас сложная. Но мы считаем, что из нее можно найти выход. Пусть ваш сын попробует зарабатывать деньги сам. А если это не получится или он не пожелает,  убедите его позвонить нам. Думаем, что после беседы с нами как с ровесниками будет положительный результат. Вы принимаете наше предложение?
Клиент: Да! Спасибо! До свидания.
Ответ: До свидания! Звоните, если будут проблемы и какой-то результат, нам нужно знать, помог ли вам наш совет.
Учитель: Молодцы! Спасибо за участие в разговоре.
Давайте проанализируем эту ситуацию, но с точки зрения обсуждаемой темы. То есть, поучаствовав в разговоре прямо или косвенно, вы сможете добавить недостающие пункты в наши правила общения.
Ученики добавляют правила.
Учитель: А как вы думаете, в чем будет проявляться уважение к собеседнику?
Ученики: В принятии его точки зрения, в культуре речи…

VI. Итог
Учитель: Вот посмотрите, сколько у нас получилось правил общения. Давайте их еще раз озвучим.
Ученики читают правила.
Учитель: Зачем человеку нужно создавать эти правила и их придерживаться? Нужны ли они вообще?
Ответы учеников.
Учитель: Тогда нужно ли учиться общаться? Зачем?
Ответы учеников.
Учитель: Посчитайте, сколько жетонов  набрали команды.
Нашли ли вы ответы на вопросы, которые ставили в начале занятия?
Ответы учеников.
Учитель: На многие вопросы нам сегодня не удалось найти ответов, и это естественно - невозможно все сделать на одном занятии, поэтому мы с вами коснемся этой темы еще несколько раз. Ну а вы в свою очередь пока постарайтесь придерживаться тех правил, которые мы с вами вывели.

Прим. ред. Другие разработки и список литературы опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/862.