На уроке используются межпредметные связи с материалом уроков естествознания.
Так как дети в классе разных уровней развития, на уроке используются дифференцированные задания двух уровней сложности.
Работа на уроке предполагает фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации. Групповая форма работы направлена на формирование коммуникативных навыков у обучающихся. В ходе сотрудничества в группе дети учатся совместной работе, умению убеждать, договариваться, задавать вопросы, совместно находить ответы на поставленные вопросы, диалогической и монологической речи, правильно строить ответы и вопросы, нести ответственность за принятое решение, придерживаться правил общения, с уважением относиться к оппонентам. Урок ценен своей практической значимостью, так как построен с использованием практических опытов с водой, что дает возможность детям наглядно представить материал. Игра в конце урока направлена на закрепление изученного материала.
Таким образом, содержание материала урока способствует решению образовательных и воспитательных задач урока, а проблемные вопросы и коррекционные приемы, используемые на уроке, решают коррекционные задачи.

Цели урока
Образовательные
- Расширить и углубить знания обучающихся о значении воды в жизни человека, об отраслях народного хозяйства, использующих воду.
- Способствовать усвоению знаний о круговороте воды в природе, о пресной и морской воде, об образовании соленой воды в морях и океанах, о свойствах воды.
Развивающие
- Продолжать формировать умение сравнивать и делать выводы.
- Развивать связную речь.
- Формировать умение работать со схемами и читать их.
- Продолжать формировать информационную компетентность (поиск информации в Интернете, проведение опытов).
- Продолжать формировать коммуникативную компетентность.
- Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности.
Воспитательные
- Прививать умение работать в коллективе.
- Побуждать к бережному отношению к воде, природе.

Оборудование: медиапроектор, 1 компьютер с выходом в Интернет, экран, 6 колб, линейка, 6 стеклянных стаканов, 3 глубокие тарелки, пленка, вода пресная, соль, тетради, учебник, карточки, справочник.
 
Предварительная работа
На последнем уроке дается задание: в две тарелки налить воды, отметить верхний уровень воды, одну тарелку накрыть пленкой, плотно прикрепить пленку к тарелке скотчем, в центр на пленку положить груз, так, чтобы был провис. Поставить обе тарелки в теплое место.
 
Ход урока
I.    Организационный момент
Учитель: В жизни большинства людей процессы общения занимают до 70% времени. Умение говорить, слушать, писать и читать - важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность людей и позволяющие накапливать, передавать громадный запас знаний. Общение людей происходит всюду и везде, в различных видах деятельности. Общаться надо уметь, и учиться этому мастерству нужно каждому.
Поэтому помимо учебных знаний на уроке мы будем учиться строить диалог, формулировать свои мысли, отстаивать свое мнение, работать в группе, соблюдать правила общения.
Работу на уроке я предлагаю организовать в двух группах. В ходе урока группы будут получать задание, которое нужно будет выполнять, соблюдая правила общения в группе.

Правила работы в группе (напечатаны и висят на доске)
Если ваша группа - это дружный коллектив, то вы уже достигли результата.
Каждый достоин уважения, улыбки.
Выслушайте всех и примите общее решение.
Ответственность за правильность ответа лежит на всех.
Если вы затрудняетесь, как сформулировать ответ на вопрос, воспользуйтесь карточкой-помощницей.

Карточка-помощница
Выбери начало фразы:
Мы посоветовались и решили…
В ходе поиска информации мы пришли к выводу…
Хотелось бы оспорить…
Мы думаем…
Мы убеждены…

II.    Введение в тему, актуализация знаний
На фоне шума воды  и видеоролика читается стихотворение.
Учитель: Урок географии хочется начать со стихотворения. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: о чем это стихотворение?

Что такое вода? Минерал,
не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы,
но ты оглянись -
Это главное таинство, главное
чудо планеты,
Это главный исток, из которого
вылилась жизнь.

Без воды на планете немыслимо
что-то живое
И вода вездесуща - и в недрах,
и по-над землей,
И планету Земля, во Вселенной
зерно голубое,
Было б много точнее назвать
не Землей, а Водой.

Океаны и реки, озера и вечные
льдины,
Сок деревьев и трав, кровь
живущих зверей и людей -
Это только вода, это жизни
самой
сердцевина,
Это плазма планеты, а может,
галактики всей.
 
О чем это стихотворение?
Ответы учеников.
Учитель: Что вы знаете о воде?
Ответы учеников.
Учитель: Как вы понимаете строчку стихотворения «Без воды на планете немыслимо что-то живое»?
Ответы учеников.
Учитель: Вода - это удивительный минерал на Земле. Удивительный, потому что она создает условия для жизни. И жизнь есть только там, где есть вода. Она незаменима. Действительно, нет такого вещества, которое могло бы заменить этот удивительный минерал.
 
III.     Формулирование темы
Учитель: Народ сложил множество стихов и пословиц о воде. Вот только некоторые из них:
Вода ход жизни дает.
Вода - всему голова.
Вода - лучший дар богов.
У воды есть лицо.
Где вода, там и жизнь.
Вода бежит к воде.

Выберите пословицу, которая могла бы стать темой нашего урока.
Ответы учеников. Назвали тему урока: «Где вода, там и жизнь».
IV.     Целеполагание
Учитель: На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?
С помощью слов составьте вопросы, на которые бы хотелось найти ответы в ходе урока.
Задание для групп: установить соответствие, из двух частей составить вопрос.









Вопросы целеполагания:
Где человек использует воду?
Как вода путешествует?
Какая вода наполняет водоемы планеты?
Чем пресная вода отличается от соленой?
Почему человек должен беречь воду?

V. Изучение нового материала
Учитель: Человечество с каждым годом все больше и больше потребляет воды. Чтобы вырастить один килограмм растительной пищи, необходимо 2 тысячи литров воды. Расход воды в среднем на человека составляет до 500 литров в сутки. Без воды человек не может даже отдохнуть. Вода используется повсюду.

Задание группам
Заполнить схему: где человек использует воду?
1-я группа - с помощью текста.
2-я группа - с помощью опорных слов.

1-я группа
Текст
В жизни человека вода имеет важное значение. Мы моем, стираем, готовим, принимаем душ и не считаем, сколько воды потратили. Ежедневно в быту человек тратит до 500 литров в сутки. Человек, изучив свойства воды, пришел к выводу, что вода не только успокаивает, снимает раздражение и усталость, но и лечит. Может быть, поэтому курорты и санатории строят вблизи водоемов. А куда спешит человек в знойные дни летом? К воде. Там, у воды, мы отдыхаем.
Еще первобытный человек, понимая благо воды, селился у водоемов. Ведь вода его защищала, поила, кормила и была удобным путем передвижения. Даже в современном мире вода используется как один из путей перевозки грузов и пассажиров.
Ни одно растение невозможно вырастить без полива, поэтому сельскохозяйственные предприятия потребляют большое количество воды.
Современные предприятия промышленности (заводы и фабрики) не могут работать без воды, например, чтобы получить 1 тонну бумаги, надо потратить 250 тонн воды, а для получения 1 тонны стали нужно 150 тонн воды.
Человеку, заводам, фабрикам для производства нужна энергия, которую получают на гидроэлектростанциях, где турбины вращает вода, падающая с высоты.
Таким образом, вода - это не только источник энергии, но и источник всех современных благ человека.

2-я группа
Выберите и впишите слова в схему «Где человек использует воду?».
Быт, сельское хозяйство, написание книг, лечение, отдых, уборка снега, в промышленности, получение гидроэлектроэнергии, путь сообщения, заучивание стихов.
Учитель: Вода имеет огромное значение для человека, для жизни на Земле. Вода незаменима. К тому же она является еще и путешественницей. А почему воду называют путешественницей?
Мозговой штурм в группах. Ответы детей: потому что в реках она течет, она не стоит на месте и др. Если дети не находят ответ о круговороте воды, то предлагается обратиться к опыту, который делали в домашнем задании.
Тарелка №1. Почему уменьшилось количество воды в незакрытой тарелке и где эта вода? (Вода испарилась, она в воздухе.)
 Учитель: Так и в природе вода испаряется с поверхности водоемов и поверхности земли и в виде осадков выпадает на землю. Такое явление называется круговоротом воды в природе.
Задание. Рассмотреть схему в учебнике на стр. 41, разложить карточки в последовательности «Путешествия воды в природе»:
Испарение с поверхности водоема воды.
Перенос ветрами воды на сушу.
Скапливание водяного пара.
Выпадение осадков.
Просачивание воды в глубь земли и сток с суши в океан.
Испарение.
Проверка выполнения работ. Слайд.
Тарелка № 2. Почему в этой тарелке воды не уменьшилось?
Ответ: В теплом месте вода из тарелки начала испаряться, а пленка ее задерживала, поэтому вода скапливалась на пленке и под уклоном стекала обратно в тарелку. Количество воды в тарелке №2 не уменьшилось, потому что пленка не давала пару выйти в воздух.
Учитель: Что имитирует этот опыт?
Ученики: Круговорот воды в природе.
Учитель: Путь воды на Земле непростой и быстрый. Обновление воды в океане происходит примерно за 3000 лет, в подземных слоях - за 5000 лет, а в реках, на материках и островах - всего за 10-12 дней.

Мини-итог: Вода на Земле находится в постоянном движении. Послушайте стихотворение о круговороте воды в природе. Подберите строки стихотворения к каждому этапу круговорота.

Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит
на просторе,
Пока наконец не вливается
в море.
Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним,
как сметана,
Она поднимается выше… пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют
снегами.
Снега превратятся весной
в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей
реки…
Все это и зовут в народе:
Круговорот воды в природе.

Испарение с поверхности водоема воды
Скапливание водяного пара
Выпадение осадков
Просачивание воды в глубь земли и сток с суши в океан

Учитель: Чем отличается вода морей и океанов от воды в реках и озерах?
Ученики: В реке вода пресная, а в море соленая.
Вода
    
    Пресная    Соленая
Задание: под каждым видом воды вписать названия водоемов, в которых она может находиться.
Ответ:
Реки                                                     Моря
Болота                                                  Океаны
Озера                                                   Озера
Водохранилища                   Болота
Пруды                                                  
Задание: поставить знак, какой воды больше на планете.
Мини-итог: Соленой воды на планете в 50 раз больше, чем пресной. Самые большие запасы воды находятся в Антарктиде в виде льда. Толщина антарктического льда достигает нескольких километров. Оставшаяся треть воды содержится в реках, озерах, облаках и в воздухе.
Учитель: Почему вода в морях и океанах соленая?
Задание: найти ответ на вопрос в Интернете (1-я группа), в книге (2-я группа).
Ученики: Осадки растворяют частицы солей, содержащихся в почве и каменистых породах. Течение реки приносит соли в море. Пресная и морская вода на первый взгляд похожи, но их состав очень сильно отличается. Даже не делая химический анализ воды, можно найти отличия этих двух видов воды.
Задание: сравнить пресную и морскую воду и записать результат в карточку.
1. Сравнение воды на вкус.
Взять два стакана, один с пресной, другой с морской водой, и сравнить воду на вкус, сделать запись в таблицу.
2. Сравнение воды на запах.
Взять две пробирки с водой, взболтать и понюхать, сделать запись в таблицу.
3. Сравнение воды на цвет.
Сравнить воду в пробирках, поставив их на фоне листа чистой бумаги, сделать запись в таблицу.
4. Сравнение воды на прозрачность.
Поставить два стакана с водой на лист бумаги с текстом и сравнить, насколько прозрачна вода, сделать запись в таблицу 1.
Задание: зная свойства морской воды, определить, где человек может ее использовать.
Обратиться к слайду 7.
Вывод: Морская вода из-за своего содержания соли и других веществ не может использоваться человеком в быту, в сельском хозяйстве и других отраслях. Это подчеркивает ценность пресной воды.
Учитель: Почему же человек должен беречь воду?
Ученики: Потому что пресной воды мало на планете, потому что только пресная вода может использоваться человеком.
Учитель: Вы правы, ценность пресной воды велика, и ценят эту воду пока только те, кто испытывает в ней недостаток. Но и морская вода также должна быть под охраной человека, так как в природе все взаимосвязано. Не будет водоемов - нарушится природа планеты. Если человек будет беречь воду - он сохранит планету.

На фоне слайдов и музыки читается стихотворение.
Ответить на вопрос: Почему автор называет воду главным сокровищем, таинством жизни, источником жизни?

Мы не ценим ее, мы, как дети
с игрушкой играем,
С этим главным сокровищем,
таинством жизни, водой,
Загрязняем ее, отравляем ее,
убиваем…
Ну а если когда-то игра
обернется бедой?

Палит солнце пустыни,
на тысячи верст ни колодца,
И ни капли воды, и от зноя
спекаются рты,
И от белого солнца готова
голова расколоться…
Дайте счастья глоток, дайте
каплю бесценной воды!

Кто такое узнал, кто однажды
прошел через это,
Тот с водою на «вы», тот ее
от беды бережет…
Неужели ж людей, чтоб
надежней хранили планету,
Через пекло пустыни когда-то
судьба проведет?

Очень хочется верить, что люди
еще повзрослеют,
Что источник всей жизни
на этой земле сохранят,
И в бездонном пространстве
планета Земля голубая
Будет так же сиять, как
и тысячелетья назад.

VI.     Закрепление изученного материала
Игра вопрос-ответ (диалог в парах).

Правила игры: один ученик загадывает изученное на уроке географическое понятие (круговорот воды в природе, соленая вода, пресная вода). Второй с помощью уточняющих вопросов пытается угадать. Вопросы и ответы должны быть полными и правильно сформулированными. (См. табл. 2.)

 VII. Подведение итогов урока
Вопросы учителя.
1) Какие вопросы мы с вами ставили в начале урока?
Какие ответы мы на них нашли?
Какие выводы вы для себя сделали в ходе урока?
2) Было ли вам сложно общаться сегодня на уроке?
Почему?
Чему нужно еще учиться, чтобы общение ваше было эффективным и легким?
3) Исходя из этого, самостоятельно распределите в таблицу правила для говорящего и правила для слушающего: говори эмоционально, информацию излагай частями, понемногу, слушай внимательно и запоминай то, что говорят, переспроси, если ты не понял, не отвлекайся, не перебивай собеседника, мысли излагай четко, уважай собеседника. (Табл. 3.)

VIII. Оценивание

IX. Домашнее задание
Составить памятку для отдыхающих у водоема.

Прим. ред. Материалы к уроку (презентация и видеофайлы) опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://ug.ru/method_article/861.

​Татьяна ПРОЛУБНИКОВА, учитель географии Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края, победитель
XVII Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»