Одна из главных тем конференции - преподавание истории в контексте введения концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Так, на пленарном заседании первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк сообщила, что новые учебники для российских школ, разработанные в соответствии с единым культурно-историческим стандартом, должны быть подготовлены до 1 марта 2015 года. Надо сказать, что для учителей этот вопрос особенно острый. Многие из них не уверены, а стоит ли так торопиться. Может, имеет смысл перейти в более спокойном режиме на новые учебники через год, особенно с учетом того, что регионы заказывают учебники и учебные пособия к новому учебному году весной, а значит, есть опасность, что эти учебники просто не дойдут до отдаленных территорий.
- До 1 марта все документы по новым учебникам истории будут предъявлены в министерство для принятия окончательного решения, - сказала Наталья Владимировна и пояснила, что Минобрнауки подготовило изменения в документ, который определяет, как формируется Федеральный перечень учебников и каким образом новые учебники истории будут допущены в школы: - Для этих учебников предусмотрен новый отдельный вид экспертизы на соответствие их единой концепции учебно-методического комплекса по истории. Научную экспертизу и экспертизу на соответствие концепции будет проводить специально созданная комиссия Русского исторического общества. И экспертиза эта может начаться уже сейчас.
 По словам Натальи Владимировны, единые подходы к преподаванию истории не означают единомыслия и одного-единственного учебника.
- Вопрос о том, сколько будет учебников по истории, мы не ставим, а лишь подчеркиваем, что все они должны соответствовать требованиям, определенным концепцией, - заявила Наталья Третьяк.
Она также сообщила, что в настоящее время в Федеральный перечень учебников, разрешенных для использования в российских школах, включены 75 учебников по всеобщей истории и истории России. Российское историческое общество в скором времени проведет оценку всех этих учебников.
Кроме того, одна из актуальных задач сегодня - повышение квалификации учителей истории (их в стране 60 тысяч) и их переподготовка в связи с переходом на линейную систему обучения и работу по новым учебникам.
В свою очередь министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, выступивший с приветственным словом на открытии конференции, отметил, что единые подходы преподавания истории необходимо внедрить не только в школах, но и в вузах.
- Крайне важно аналогичную работу провести в том, что касается преподавания истории в высшей школе. Важно обеспечить единство подходов к преподаванию истории и на уровне высшего образования. Это одна из актуальных задач, - подчеркнул министр.
Где высадились союзники СССР во Второй мировой войне?
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что создана рабочая группа для изучения вопроса введения ЕГЭ по истории в число обязательных для выпускников российских школ. Он напомнил участникам конференции, что 12 сентября на заседании президиума Российского исторического общества его председатель, спикер Госдумы Сергей Нарышкин, предложил рассмотреть возможность введения в школе обязательного единого экзамена по истории на базовом уровне.
- Разумеется, есть плюсы и минусы в этом вопросе, мы готовы к его обсуждению. Но в принципе все реализуемо, - отметил Сергей Сергеевич.
В то же время глава Рособрнадзора сообщил, что в соответствии с историко-культурным стандартом были внесены изменения в КИМы по истории. Так, были исключены задания, обладающие повышенной конфликтогенностью, как, к примеру, вопросы о Большой кавказской войне. Увеличена доля вопросов по истории российских регионов и культуре России. Сергей Кравцов также назвал итоги сдачи ЕГЭ по истории, к сожалению, далеко не радужными. Так, в этом году средний балл составил всего 45,3, а ведь экзамен сдают мотивированные школьники. Анализ ответов ребят удручает. 52 процента сдававших ЕГЭ по истории считают, что высадка союзников во Второй мировой войне произошла не в Нормандии, а на Скандинавском полуострове. 50 процентов не связывают бои за Мамаев курган со Сталинградской битвой, а 28 процентов не знают, что Акт о безоговорочной капитуляции Германии с советской стороны подписал маршал Жуков, 22 процента ребят убеждены, что советские космические ракеты создал академик Вавилов. Тем не менее, судя по словам Сергея Кравцова, возможность введения обязательного ЕГЭ по истории достаточно высока.
В необходимости введения ЕГЭ по истории, правда, усомнился профессор, доктор исторических наук, бывший заместитель председателя экспертного совета ВАК по истории Александр Данилов.
- Готовы ли сегодня учителя взять на себя такую ответственность? И зачем этот экзамен выпускникам школы без введения истории в вузах в качестве обязательного развернутого предмета? - обратился он к собравшимся.
Дело в том, что формально история сегодня является обязательным предметом для высших учебных заведений страны, в том числе и технических. Но 17 часов на изучение истории в год превращают ее у технарей в профанацию. О необходимости серьезного подхода к преподаванию истории в непрофильных вузах говорил академик, председатель Ассоциации учителей истории, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

От концентров к линейке
- Впереди сложнейший переход от традиционной концентрической системы изучения истории (все темы завершаются в 9-м классе, а в 10-11-х классах все изучается снова) к линейной без повторов. Важнейшим новшеством в рамках этого подхода может стать увеличение времени, отводимого на изучение XX века, с нынешнего одного года до двух в 9-м и 10-м класах, - отметил Александр Оганович.
- Пока не решено, что делать с историей в 11-м классе. Сегодняшний курс «Россия в мире» явно не задался и никому не интересен, он свелся к тому же повтору, - заявил в своем выступлении директор Института отечественной истории РАН Юрий Петров.
...После пленарного заседания работа продолжилась в двух секциях - общеобразовательной и высшей школы. Учителя обсуждали преподавание истории в контексте перехода на новый Историко-культурный стандарт, а также проблемы и перспективы реализации этнокультурного компонента в преподавании региональной истории в контексте истории России. Вузовские преподаватели истории говорили о современных формах организации научно-исследовательской деятельности и способах трансляции научного знания в образовательный процесс, а также о месте истории в академическом и публичном пространстве современной России.
Особенно острые дискуссии велись на секции общеобразовательной школы. Что и немудрено - учителей истории ждут серьезные перемены, с которыми не все согласны.
- Почему Русское историческое общество принимает решения в обход Ассоциации учителей истории?! - возмущались педагоги общеобразовательных школ. - Зачем переходить на линейное обучение? Жаркие споры развернулись вокруг структуры исторических курсов. Педагоги так и не пришли к единому мнению - завершить изучение истории в 10-м классе или все-таки в 11-м, хотя чаша весов больше склонялась к тому, чтобы оставить выпускной класс для курса «Россия в мире». Не было единодушия и по поводу введения обязательного экзамена по истории. Некоторые учителя высказались, что куда уместнее сдавать такой экзамен в 9-м классе, многие же считают, что итоговую проверку знаний проводить нужно, но не в форме ЕГЭ, а, к примеру, в формате проектной работы. Такого мнения придерживается учитель истории и обществознания, директор гимназии №166 Центрального района Санкт-Петербурга, заместитель председателя Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2003» Игорь Карачевцев. Игорь Альбертович выступил в рамках секции общеобразовательной школы с докладом «Особенности и трудности преподавания истории отечественной культуры в средней школе».
- Если мы говорим о переходе на культурно-исторический стандарт, то само понятие «культура» должно выйти на первый план, школьники на уроках истории должны погружаться в культуру изучаемой эпохи, очень важно показывать им связь российской и мировой культур.
В рамках дополнительной программы для учителей Москвы прошли круглые столы по обсуждению научно-методических пособий по трудным вопросам истории России. Среди них - образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе, роль Ивана Грозного в российской истории, оценка СССР в условиях холодной войны, а также причины, последствия и оценка перестройки и распада СССР. Жаль, что на эти круглые столы не позвали всех участников конференции. Ведь их эти трудные вопросы тоже интересуют... А пока что, по мнению многих приехавших на конференцию учителей истории, вопросы, на которые они так и не получили ответы, остались...