- Я удивлялась все эти дни, как по-родному люди ко мне относились... И жюри обращалось с нами так добродушно, по-отечески, даже если мы, конкурсанты, глупости говорили.
- Когда на конкурс выходили, знали, что так душевно будет?
- Хотела, чтобы так было. А вообще я просто почувствовала силы. Мне еще в 2012 году предлагали участвовать, но тогда не хотелось. А сейчас направление свое выработалось. В нашем саду я совсем недолго работаю, три года. Мы из Петербурга переехали во Всеволожск. 10 лет жили в Питере. А консерваторию я окончила в Петрозаводске, Республика Карелия. Но когда вместе с сыном пришла в детский сад, поняла, что это мое.
- Юлия Николаевна, не представляла, что выпускники консерватории могут работать в детском саду...
- Когда в декрет ушла, муж сказал: «Может, в садике будешь работать? С ребенком рядом... И домой будешь пораньше приходить». Но на самом деле так не получилось. Потому что, если нравится работа, ты полностью загружен. Веду занятия у восьми групп, на две ставки работаю.
- Расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы пришли к музыке?
- Родом я из Карелии, из старинного города Олонца. Он маленький, но раньше это была столица. Училась в музыкальной школе, а потом приехали преподаватели из Петрозаводска и отобрали меня в числе других старшеклассников в школу искусств при консерватории. Я уехала из родного города. У нас был как пансион, мы там и общеобразовательные предметы проходили, и музыкой занимались.
- Пансион благородных девиц...
- У нас действительно всего два мальчика было, остальные девочки. Были воспитатели, которые за нами смотрели. Похоже на пансион. Свой мир был. Готовились к поступлению в консерваторию. Преподаватели мне очень нравились - это были профессора из Петрозаводского университета и консерваторские педагоги. Училась на фортепиано, изучала дирижирование, пела в хоре. И поступила в консерваторию по этим специальностям. Выпустилась как преподаватель, дирижер академического хора. У нас не было дошкольной педагогики, но были общая педагогика и психология.
Когда уже была студенткой консерватории, стала петь в храме. Пришла послушать, насладиться красивой музыкой и осталась, потому что живую веру почувствовала. В церковном хоре ты свою индивидуальность должен перечеркнуть, голос должен петь без всяких обертонов, не вибрировать, звук должен быть легкий, воздушный, прозрачный. Совсем другая манера, чем просто в хоре, но мне она очень понравилась. И тогда же меня пригласили работать в школу народного искусства в Петербурге - уникальное учебное заведение, которое основала императрица Александра Федоровна. Это частное заведение, православная школа, главное направление - народное творчество. Так получилось, что музыку я воспринимаю и преподаю в этом триединстве - православие, народная культура и классика.
- То, что у вас такие крепкие корни, прекрасное образование, Юлия Николаевна, все почувствовали на вашем конкурсном мастер-классе...
- Мне просто хотелось рассказать о своем видении принципов воспитания. Мастер-класс этот был рожден из души... Но вернусь к тому, почему я почувствовала, что могу в садик прийти работать. Потому что со своим собственным ребенком наигралась, пока была в декрете. Мы с ним ходили пешком по Петербургу. Часто бывали в Русском музее. Бывало, теплым весенним утром идем по центру мимо Казанского собора к Исаакиевскому. И сын очень полюбил город. Когда Ване было 6 лет и мы переехали во Всеволожск, думали, что маленький, не поймет, но он очень тосковал. Говорил: «Как же я без Питера проживу, как же музеи?» Но мы уже устали жить в общежитии, а квартира в Питере была не по карману. Мы не так далеко от Петербурга, маршрутка ходит... Я по мироощущению не разделяю Петербург и Ленинградскую область. Для меня Всеволожск - просто спальный район Петербурга.
- Почему во Всеволожске вы выбрали именно детский сад «Южный»?
- Он напротив дома. К тому же с хорошей репутацией. Мне заведующая Светлана Александровна Пашина говорит: «Пойдешь работать к нам?» Я говорю: «С удовольствием!» Отлично меня приняли.
- А что главное для вас в сочетании «учитель музыки»? Учитель или музыка?
- Музыка. Это универсальная категория. Я говорила в детстве, что хочу стать учителем музыки, потому что везде меня окружали учителя - в музыкальной школе, общеобразовательной... Но музыка - основа, меня туда тянуло, где звуки.
- Что такое для вас музыка? Какую любите? Или разные пристрастия?
- Классическая музыка со мной постоянно. Только родилась, мама мне пластинки ставила. По телевизору слушала музыку. Мама же была педагогом, проработала 18 лет в яслях. Нас в семье трое детей, она старалась нас развивать. Еще я бардов люблю. Мне нравится хорошая поэзия, положенная на музыку.
- Заместитель заведующей по воспитательной работе Любовь Геннадьевна Косычева рассказала мне, что у вас есть клуб для родителей. Что это такое?
- Да, у нас есть семейный клуб. Когда я пришла сюда работать, оказалось, что наш детский сад - инновационная площадка по ФГОС. Нужно было найти эффективные формы работы с родителями. Начали писать программу с краеведческим компонентом. Я взяла эту нишу сразу - хотелось работать с родителями. Мне казалось: каждого родителя на консультации вызывать и по одному разговаривать - это как-то не очень удобно и неплодотворно. Если родитель хочет узнать про ребенка - придет поговорить, в любой момент я готова к такому разговору. А вот так, чтобы они почувствовали, прониклись тем, что важно для их детей, повернулись к своим малышам - надо что-то другое делать. Думаю: пусть будут неформальные встречи в формате клуба. У нас много направлений. Например, такое - «Расти здоровыми детьми на благо семьи и Отечества». Мы обязательно всю семью подключаем к нашим музыкально-спортивным праздникам. И получается не просто праздник, а взаимодействие.
Еще есть тема «Семейный театр». Огромный проект делаем с родителями и детьми по всем видам театра. Тема эта и в группе прорабатывается, и в музыкальном зале, и дома. Ставим совместную сказку с детками, а потом на встрече клуба показываем родителям. Встречи проходят раз в месяц. Сначала они были интегрированные, хотелось объять необъятное. Какое-то время я искала форму общения. Есть у нас встреча под названием «Пасхальный перезвон». Раскрываем смысл праздника с помощью разных видов деятельности. И обязательно - мастер-класс, на котором надо своими руками сделать птичку или раскрасить пасхальное яйцо, потом играем с раскрашенными яйцами в народные игры. Ребенок погружается в эту культуру, а родители наблюдают эмоции детей. Дети не обманут, если им интересно - это видно. Говорят, надо что-то особенное искать, чтобы заинтересовать современных пресыщенных малышей. Но вы бы видели, как они ждут, когда мы начнем играть в народные игры! Говорю: «Будем играть, если вы хорошо будете петь». Ведь в основном все народные игры с пением связаны. Тут и певческие навыки, и пластика движения, и ритмическое движение. Идет развитие очень важных интегративных качеств - сотворчество, сорадование, сотрудничество. Сорадование - обожаю это слово. Оно очень наполненное.
- Юлия Николаевна, а не возникает проблем с родителями в связи с занятостью или просто равнодушием?
- Бывает, конечно. Но они все-таки приходят на наши встречи. Все зависит от того, как ты сумеешь их заинтересовать. Мы сначала общались лично. Я говорила каждому: «У нас будет семейный клуб, приходите обязательно», писала объявления. А сейчас мы общаемся и виртуально с помощью моего сайта http://zagorskaya.vsv.lokos.net/. Родители оставляют комментарии... Сначала у них была ровная позиция, мол, посмотрим, что вы будете делать. В игру надо играть, а родители: «Ой, мы лучше понаблюдаем». А потом им стало интересно. Одна мама вышла к своему ребенку, другая думает: «А как же я к своему не выйду?» В такие моменты ребенок втягивает маму. Потом родители перестали смущаться, стали играть вместе с детьми, заниматься совместным музицированием. Оно на эмоции идет. И родителям важно разгрузиться в конце рабочей недели. Мы устраиваем наши встречи в пятницу вечером, в субботу. У нас есть фольклорные праздники. Есть и патриотическое направление: «Мы помним, мы гордимся». Отмечаем День блокады. В нашем Всеволожском районе проходила Дорога жизни, работает музей. Дети приносят портреты прабабушек, прадедушек, вместе с родителями рассказывают о них. Я только для этого и устроила клуб - чтобы родители могли пообщаться с собственными детьми. Они в этот момент говорят: «Как хорошо!»
- Вы работаете со всеми детьми - от младшей до подготовительной группы. Наверное, есть специфика в каждом возрасте? С кем вам больше нравится заниматься?
- В каждом возрасте своя прелесть. Малыши такие непосредственные! Они слушаются, все задания выполняют. Я читала о латентном научении: если ребенок слышит живой голос, не фонограмму, слышит преподавателя, с ним вместе поет, играет, он со временем может почувствовать себя творцом, станет музыкальной личностью. Даю им элементарные основы, закладываю багаж. Чем чаще ребенок слушает музыку, тем лучше. У нас музыкальные занятия два раза в неделю по утрам. Вечером развлечения. Достаточно для музыкального развития. В подготовительной группе я вижу, как изменились эти дети. Там решаются задачи более интересные, например, мы занимаемся театрализацией.
Я очень рада, что дошкольное образование выделили как отдельную, самостоятельную ступень, поняли, что это не подготовка к школе, а самоценный период, что нельзя его никак упустить, он важен. Кто сталкивается с тем, что это такое - работать в детском саду с дошколятами, понимает, что это титанический труд. Поэтому в садике остаются только энтузиасты. Приходит человек, начинает работать, но видит, что это ему чуждо, и уходит через год-два. Не из-за маленьких зарплат, а потому что быть воспитателем дано не каждому.

Ленинградская область