По информации руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, в 2014 году результаты ЕГЭ по всем предметам оказались ниже, чем в 2013 году. Он, в частности, рассказал, что 80% учащихся пишут с орфографическими и пунктуационными ошибками. На экзамене по физике, которую выбирают те, кто ориентирован на поступление в вуз, 36% выпускников не могли снять показания с измерительных приборов, а 20% продемонстрировали незнание законов Ома. Снижение результатов, по словам Кравцова, говорит не об ухудшении качества образования, а скорее о повышении объективности его оценки.
В ходе обсуждения председатель комитета Вячеслав Никонов отметил, что ЕГЭ стал серьезным стимулом к изучению отдельных предметов, и предложил увеличить количество обязательных экзаменов. В ответ Кравцов сообщил, что с 2020 года планируется ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку, прорабатывается также вопрос об обязательном экзамене по географии. Что же касается других предметов, то, по его словам, технологически организовать это возможно. Другой вопрос, на каком уровне - базовом или профильном - принимать экзамены.
Олег Смолин в свою очередь предложил выдавать аттестаты с неудовлетворительной оценкой по отдельным предметам, приведя в пример Пушкина, у которого был «неуд» по математике. Депутата поддержал директор центра образования №109 Москвы Евгений Ямбург: «Огромное число детей не бьет баклуши. Они просто не могут учиться. Это не инвалиды, а дети в пограничных ситуациях. Такие ученики, а их будет все больше и больше, никогда даже по самой низкой планке не сдадут экзамен за девять классов. А в таком случае они теряют право даже на профессиональное образование, ведь без диплома их никуда не примут. Может быть, стоит разделить профессию и образование?»
Доклад правительства о реализации государственной политики в сфере образования представила первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк. Рассказав о положительных изменениях на всех ступенях образования, она по просьбе депутатов не обошла стороной и проблемы. В частности, по-прежнему стоит проблема нехватки мест в детских садах, но уже через два года на смену ей придет проблема нехватки мест в школах. К 2020 году количество школьников увеличится на 2 млн человек.
Наталья Третьяк высказалась также за возвращение воспитания в школы и вузы. Гораздо важнее воспитать добросовестных, честных, любящих свою Родину граждан, чем научить их бегло читать и бегло считать, уверена она. Минобрнауки России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти разрабатывает стратегию воспитания в Российской Федерации.
Доклад Правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования опубликован на официальном сайте Минобрнауки России.