Страничка первая учит осторожности. Соблюдая безопасную дистанцию, лодки идут друг за другом. Выход из этого «каравана» чреват аварией: в русле много коряг, топляков, рыбацких заколов. С водой шутки плохи - плывем в спасательных жилетах. В лесу тоже нужно ходить по тропинкам, Мещера - край змеиный.

Вторая страничка - урок самостоятельности. Жизнь на природе приучает к самообслуживанию и аккуратности. Здесь нет нянек, и еду готовим сами, и стираем, и ремонтируем лодки.

Третья страничка учит доброжелательности и взаимопомощи. Это приветливые встречи с другими группами туристов-водников, жителями отдаленных деревень, лесниками и рыбаками.

Четвертая страничка - ягодная, вкусная: земляника, малина, ирга, черника. Правда, тут и терпенье нужно, места-то комариные.

Пятая страничка - орнитологическая. Весельные всплески в плавнях пугают журавлей и цапель. Они взлетают прямо перед байдарками. Побережье - царство суетливых куликов, крикливых чаек, величественных ястребов и луней. Утки часто проныривают прямо под лодками.

Шестая страничка - зоологическая: Окский выхухолевый заповедник. Возможность самим увидеть бережно охраняемых белых журавлей - стерхов, зубровый питомник, звериные следы по берегам, ведущие к водопою.

Страничка седьмая - экологическая. Не очень веселая. Видим, строят богатые дачи в Ушморе, а канализацию, по словам местных жителей, хозяева вывели в заповедное рыбное Ивановское озеро. Много мусора от «горе-туристов» на биваках. Его мы закапывали или сжигали. Традиция клуба - «после нас лучше, чем до нас». Отплывали от своих стоянок удовлетворенными, оставляя уложенные у костровищ бревна-сиделки и чистую поляну. Правда, бывали и исключения. Порадовала чистотой стоянка детской экологической организации «Хозяин Мещеры» школы № 47 города Рязани.

Восьмая страничка - рыбная. Ловим почти все на удочки, спиннинги и даже донку. Не всегда, правда, удачно, но неизменно с азартом.

Девятая страничка - поэтическая. Каждый вечер сидим и все вместе наблюдаем закаты. Ни одного повторяющегося!

Дни побежали незаметно. И закончили мы на последней, исторической страничке. Приплыли в богатый краеведческими памятниками город Касимов, который всего-то на 5 лет младше столицы.

Что такое подобный поход? Отдых, наполненный увлекательными открытиями? Да! Но и в то же время повседневная кропотливая учебная работа в формах, не привычных для классно-урочной системы.

Туризм дает знания, которые остаются в памяти навсегда, так как получены они через эмоциональный опыт в практической деятельности. Опыт такой напрямую затрагивает волевую сферу. Это не просто «знаю», но, как правило, «хочу, могу, буду».

Ведь чтобы не просто «прочитать» природную «книгу», но и запомнить глубинный ее смысл, участникам похода нужно было и ягоды, и грибы самим собирать, и рыбу ловить. Только когда сам увидишь уползающую в лесную чащу гадюку, немного испугавшись, запомнишь - вот ядовитая змея.

Кроме того, ориентирование на маршруте всегда требует обучения работе с картой. А это большой раздел туристской «школы», знания, умения и навыки которого во многом пересекаются с программами школьных курсов географии, ОБЖ, математики и даже информатики. Ведь предпоходная подготовка картографического материала и его обработка после пройденного маршрута сегодня невозможна без использования компьютера. Это реальная возможность освоения ребятами различных графических и текстовых редакторов.

По заповедной Мещере члены клуба «Лидер» впервые прошли 30 лет назад, в 1974 году. И почти все группы осваивали азы водного туризма на этом маршруте. Мещера стала для клуба учебным полигоном, поскольку «знание» воды и «уважение» к ней - основа безопасного участия школьников в многодневных горно-таежных маршрутах со сложными переправами. После таких походов остаются дневники, фотоснимки, слайды, видеофильмы - возможность пролистать мещерский учебник вновь и вновь.

Юлия КОЗЛОВА, к.п.н., мастер спорта, спортивно-туристский клуб «Лидер», Москва