С Ропшей связано еще одно историческое событие, полное драматизма. В 1762 году сюда под конвоем был доставлен русский царь Петр III и убит группой заговорщиков во главе с Григорием Орловым. Екатерина Вторая под страхом смерти запретила упоминать о Ропше, однако запустевшей усадьбе не суждено было прийти в окончательный упадок. Опеку над ней взял Павел I, и вскоре перестройка ропшинского дворца завершилась.

История Ропшинской средней школы тесно переплетена с историей самого местечка. На территории усадьбы в 1788 году было построено здание бумажной фабрики, которая работала, используя энергию падающей воды. Выпускала фабрика разные сорта бумаги и давала пропитание более чем двумстам работникам, занятым на производстве. В XIX веке возле бумажной фабрики выросла слобода в тридцать домов, где жили рабочие с семьями. Для детей фабричников было открыто училище. Именно с этого момента начинает вести свое стопятидесятилетнее существование Ропшинская средняя школа. До 1973 года она выглядела как маленький деревянный домик, потом переехала в новое каменное здание, где и располагается по сей день.

Есть несколько причин назвать ее по уникальности достойной своего исторического местоположения. Прежде всего школа эта - центральная. В нее съезжаются дети из тринадцати населенных пунктов. В этом году, например, из семнадцати ребятишек, пришедших в первый класс, только два человека из самого поселка. Остальные пятнадцать - из окрестных деревень. К храму знаний их ежедневно привозит желтенький автобус, полученный по губернаторской программе «Дети Ленинградской области».

Следующая гордость не только школы, но и всего Ломоносовского района - историко-краеведческий музей, которому порядка шестидесяти лет. Он был создан сразу после войны удивительным человеком - учителем географии Михаилом Андреевичем Смирновым. Кроме того, что музей хранит бесценные экспонаты, рассказывающие о жизни бумажной фабрики, о трагических событиях, произошедших во дворце, в нем также проходят занятия по краеведению для малышей. Здесь они учатся «не просить у мамы пластмассовую Барби», а делать куклы-катанки из лоскутков, как когда-то делали их бабушки и прабабушки. Что примечательно, именно эти игрушки, а не покупные ребята потом стараются сохранить для собственных детей. На музейных занятиях малыши постигают и науку хождения в гости. Оказывается, в XIX веке существовала целая «гостевая» церемония: прежде чем приступать к чаепитию, нужно было совершить определенные действия в виде поклонов, вручения сувениров и т.д.

Однако на «куклах» и «гостях» музейная педагогика Ропшинской школы не думает останавливаться. По словам директора Анны Смирновой, в перспективе старшеклассники будут участвовать в театрализованных постановках, воспроизводящих старинные свадебные обряды.

Расположение школы в непосредственной близости к ропшинскому парку не могло не сыграть своей роли - она дважды стала лауреатом Всероссийского смотра-конкурса по туристско-краеведческой работе. Ребята принимали участие в создании карты эколого-краеведческого маршрута, по которому все школьники района могут совершить познавательные экскурсии и походы, а также проложили экологическую тропу на территории ропшинского парка. Теперь каждый желающий может познакомиться с его флорой и фауной. В исследовательских работах ропшинские экологи анализируют сегодняшнее состояние природного заповедника, размышляют над тенденцией заболеваемости детей.

Нравственное и физическое благополучие Ропшинской средней школы можно объяснить в первую очередь, наверное, тем, что она работает в режиме самовоспроизводства - сама себе кует кадры. Причем не механически, а кропотливо отбирая «звездочки» с первого класса. Большинство учителей, работающих здесь, - бывшие выпускники. Вот уже десять лет в школе существует педагогический класс, где старшеклассники изучают психологию и педагогику и проходят педпрактику в течение всего учебного года, а также летом, на базе пришкольного оздоровительного лагеря. В десятом классе будущие педагоги практикуются, помогая своему руководителю, а в одиннадцатом выступают в роли помощника учителя-предметника. Но вообще-то определяются ребята гораздо раньше: в 6-7-м классе уже заметны определенные пристрастия, и именно с этого периода начинается целенаправленное профилирующее воздействие. Хотя, как говорят сами учителя, ни в агитации, ни в убеждении нет особой надобности. Один мальчик, выпускник Ропшинской школы, как-то признался: «Я хочу учить детей, потому что в моей школе ни одному учителю небезразлична судьба ученика». Здесь, как в старые добрые времена, если у ребенка трудности, ходят к нему домой, ставят на бесплатное питание, приносят одежду. Здесь маленького всегда защитит старшеклассник, и поэтому первого сентября особенно трогательно воспринимаются сцены, когда одиннадцатиклассники дарят первоклашкам сувениры и бросают им под ноги просо как пожелание доброго пути. Даже японцы из префектуры Киото, побывавшие на открытии нового учебного года, признались, что живая картинка тепла и доброты Ропшинской школы близка их сердцу. И посетовали, что их педагоги, увы, не делают акцент на духовное воспитание ребенка.

Во внутреннем расположении школы мне почудился некий символизм. От этажа к этажу - много цветов, света, воздуха, а на последнем, третьем, небольшая, но уютная библиотека, как итоговая ступенька. От природы к интеллектуальному познанию. Чтобы сюда подняться, надо как губка впитать флюиды любви, разлитые по школе. И нет сомнения, что почти все этой вершины достигают. А потом возвращаются, чтобы растратить на следующее поколение свой потенциал любви. Мне отчетливо запомнилась фраза, промелькнувшая в разговоре с учителями: «Мы не отдали и не отдадим своих детей наркотикам, алкоголизму и агрессии». Согласитесь, как много значат эти слова!

пос. Ропша, Ленинградская область