С раннего детства музыка сопровождала Александру Михайловну. Она вспоминает, как сосед с верхнего этажа играл на фортепиано, а она, совсем маленькая, ловила каждый звук, казавшийся ей божественным, рисовала в своем воображении невиданные страны, где ей легко дышалось, а сердце пело. Родители, видя такую тягу девочки к музыке, в пять лет купили ей пианино. Это определило всю дальнейшую жизнь: Новотроицкая детская музыкальная школа, класс фортепиано педагога Тамары Алексеевны Батрак, затем музыкально-педагогический факультет Свердловского педагогического института. Училась она легко, ведь базовая подготовка была хорошей, а интерес к музыкальному искусству развили любимые преподаватели - высочайшие профессионалы, эвакуированные из Ленинграда во время Великой Отечественной войны, да так и оставшиеся на Урале.
Музыкальные пристрастия студентки были широки: хотелось попробовать себя в оперном искусстве, дающем большие возможности для самовыражения, в качестве музыканта-исполнителя. Но больше влекло хоровое пение, близкое русской душе. Студенческий хор исполнял отечественную и зарубежную классику, музыку разных эпох и направлений. Каждое произведение просветляло сердце, возвышало над мирской суетой, рождало добрые чувства. Уже тогда родилась у Александры Михайловны, будущего педагога, мечта - привести к хоровому искусству детей. Но все это будет впереди. А пока диплом по специальности «Музыка и пение», защита диссертации, кандидатская степень, преподавательская деятельность в Орском государственном педагогическом институте, куда она попала по направлению.
«Одна, но пламенная страсть», как сказал классик, не покидала ее и в ОГПИ. Александра Михайловна, повторяя опыт своих педагогов, создала студенческий хор с таким же богатым репертуаром. Творческие и научные амбиции заставили ее пойти на эксперимент - поставить оперу для детей и с участием детей 6-9 лет, который впоследствии вылился в работу «Развитие творческой активности детей в условиях музыкально-сценической деятельности». Вряд ли она тогда четко осознавала, что детская непосредственность, чистая, лишенная всякой зависти и корысти природа ребенка приоткрыла ей дверь в другой мир, где взрослый - на вторых ролях.
По семейным обстоятельствам Александре Михайловне пришлось переехать в Новотроицк. И тут как нельзя кстати поступило предложение из двадцать пятого детского сада поработать музыкальным руководителем. А почему не попробовать? Сын взрослый, учится в Москве, кстати, тоже музыкант. Время есть, а главное, есть желание реализовать давние мечты.
Не все и не сразу получалось. Это и понятно: между студентом и дошкольником дистанция огромного размера. Но это нисколько не смутило Александру Михайловну, она со свойственными ей упорством и настойчивостью начала осваивать относительно новую для себя сферу деятельности.
Первые занятия. Разрозненные, вразброд звучащие детские голоса, зато какие глаза: сколько в них интереса, серьезности и надежды! Александра Михайловна автоматически, почти бессознательно отмечала про себя, как «причесать» эту вихрастую музыкальную шевелюру. Видела, как мальчишки и девчонки стараются, быстро все схватывают. И решила: ребята, петь будем!
Но прежде поставила перед собой новую цель и разработала программу «Развитие звуковысотного слуха у детей», представила ее на городском конкурсе инновационных проектов, заняв второе место, на заседании городского методобъединения, в Оренбурге в институте повышения квалификации. И как практическое воплощение идеи создала первый в городе хор дошкольников с трепетным названием «Соловушки».
От занятия к занятию росло качество звука, стройность исполнения. Появился свой репертуар, состоялись первые успешные выступления. Дети почувствовали вкус настоящего хорового пения. Но главное, наверное, в другом: они увидели свою социальную значимость, повысили собственную самооценку, получили уроки высокой нравственности и патриотизма. Даже на рядовых занятиях все, от малышей до выпускников, песни о Родине поют стоя.
Говорят, аппетит приходит во время еды. Так и Александра Михайловна уже вынашивает новые планы: добиться идеального звучания, чтобы расширить репертуар и включить в него любимую ею музыку эпохи Возрождения, поставить детскую оперу, объединить в одном хоре взрослых и детей (в детском саду подобрался на удивление голосистый педагогический коллектив).
- Здесь, в детском саду, я нашла то, чего у меня не было раньше, - широкие творческие возможности, детей, которые ловят каждое твое слово и на глазах превращаются в настоящих творцов. Смотрю на них и понимаю: я всю жизнь занималась не своим делом. Сколько потеряла времени и возможностей, а место мое оказалось здесь, рядом с ними, - говорит Александра Михайловна.
Как бы наверстывая упущенное, она разрабатывает новые программы, участвует в конкурсах «Учитель года-2012», «Учитель Оренбуржья-2014», проходит аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории. Последнее удивляет особенно:
- Александра Михайловна, зачем вам, кандидату наук, конкурсы, аттестация?
- Поверьте, не для самоутверждения. Это возможность пропагандировать дело, которому служу.

Оренбургская область