- Юрий Евстигнеевич, какова ваша роль в исследовании «Профессиональный статус воспитателя», кто еще принимал в нем участие?
- Мне пришлось организовывать социологическое поле для исследований, проводить обработку данных, привлекать экспертов. В исследовании были задействованы семь человек из основного состава ученых-социологов, специалисты, которые собирали информацию и вели первичную обработку, их около 15 человек, и около сотни волонтеров, большей частью студенты Московского педагогического государственного университета и слушатели Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
- Почему Институт социологии РАН заинтересовался профессией воспитателя?
- Воспитатели оказались в реестре изучаемых профессий в период трансформации общества, который начался с 1988-1990 годов. Предыдущие исследования сектора социологии профессий посвящены работникам здравоохранения и военно-промышленного комплекса, а будущие -инженерам.
Интерес к профессии «воспитатель» начал возрождаться несколько лет назад: 30 октября 2005 года состоялось заседание Госсовета РФ, где один из главных вопросов повестки дня был посвящен проблемам дошкольного образования. С тех пор большинство федеральных СМИ хотя бы раз в неделю обращается к этой теме.
Вскоре после заседания Госсовета было проведено серьезное исследование, где изу­ча­лось социально-экономическое состояние дошкольной сферы. По его результатам в 2007 году вышел сборник «Общественная экспертиза процесса трансформации системы дошкольных образовательных учреждений» под редакцией Ольги Савинской. В нем раскрываются основные проблемы, с которыми столкнулась система дошкольного образования России в период реформ (резкое уменьшение количества детских садов и рост спроса на их услуги, перегруженность учреждений, крайне низкая оплата труда), а также предлагаются возможные пути решения сложившейся ситуации. Но вопрос профессионализации в сфере дошкольного образования не был затронут.
- Чему в первую очередь посвящено социологическое исследование в этом году?
- Нами были опрошены 2,5 тысячи воспитателей из 28 регионов России. Исследование выполняет несколько задач. Одна из главных - выяснить, состоялась ли профессия «воспитатель», много ли среди воспитателей профессионалов, лидеров или она может уйти в маргинальные слои.
Исследование показало, что выбор педагогического образования и профессии педагога-дошкольника чаще всего является эмоционально-ситуативным, а в ряде случаев - вынужденным, когда устройство на работу в детский сад позволяет получить в нем место для ребенка. Сегодня в дошкольном образовании много людей без профильного образования или рекрутированных из смежных профессий.
Особое внимание в соцопросе было уделено вопросам внешней и внутренней социальной мобильности. Оказалось, для большинства педагогов характерна так называемая горизонтальная мобильность: переход в другие образовательные организации, совмещение работы в государственном и частном секторе или смена сектора занятости, переход в смежные области (например, воспитатель детского сада становится няней).
Также мы выяснили, что при выборе государственного детского сада большая часть родителей по-прежнему ориентируется на «непрофессиональные» критерии, такие как близость к дому, условия присмотра и ухода.
Перспективы групповой профессионализации педагогов-дошкольников во многом будут зависеть от государственной политики в этой сфере. Утвержден профессиональный стандарт педагога, согласно которому произойдет ужесточение профессиональных и личностных требований к работникам. Так, например, наличие высшего образования станет одним из условий приема на работу в детский сад. С одной стороны, это может привести к росту престижа профессии педагогов и воспитателей. С другой стороны, возрастает риск того, что воспитатели со средним специальным образованием будут вытесняться школьными учителями, что особенно вероятно в ситуации формирования объединенных образовательных холдингов «детский сад + школа».
- Так кого же больше среди воспитателей на сегодняшний день - профессионалов или случайных людей?
- По результатам наших исследований просматривается градация на профессионалов, полупрофессионалов, рекрутеров и волонтеров. Профессионалов примерно 20%, полупрофессионалов - 40%, волонтеров - 30%, и рекрутеров - 10%.
- А как отличить профессионала от полупрофессионала?
- Профессионал - это воспитатель, работающий по определенной педагогической технологии и с искрой Божьей.
Полупрофессионал - тот, кто выбирает одну из программ по наитию, как правило, ту, которая на слуху. Иногда они находят «бумажную поддержку» на курсах повышения квалификации. То есть полупрофессионала характеризуют хаотично набранные знания. Рядом с профессионалом такой сотрудник часто работает как его помощник. Если в нем проявляются творчество, интерес к профессии, это хорошо. Но чаще у полупрофессионала наблюдается прохладное отношение к профессии.
Есть среди воспитателей и временно работающие - в основном те, кто пришел на работу с целью устроить ребенка в садик.
Рекрутеры, как правило, приходят работать воспитателями из других профессий. В основном это учителя-предметники, еще чаще - учителя начальной школы.
Также среди рекрутеров много так называемых маятниковых мигрантов, тех, кто приезжает на работу, например, в Москву из Московской области. То есть каждый день отправляются на работу из другого региона, района.
Отмечу, что в разных регионах процент профессионалов в дошкольной сфере отличается. Например, в Сибири он выше, чем в Московском регионе, хотя Подмосковье в этом смысле тоже не однородно. В Московской области есть 9 наукоградов, там в дошкольных учреждениях профессионалов больше и уровень культуры выше. Детские сады наукоградов могут служить эталоном профессиональной культуры. Я проработал 5 лет в методической службе подмосковного Троицка, теперь это Новая Москва, и ни разу не слышал, чтобы там кричали на детей.
В процессе исследований мы также занимались выявлением экономического, властного, культурного ресурса людей, которые работают в нашей профессии. Среди воспитателей проявляются лидеры. Их около 10%, это, как говорится, лидеры от природы, так называемые альфа-лидеры. К сожалению, они редко продвигаются по службе в детских садах, чаще уходят по «партийной» линии, например, в различные депутатские группы. Или же остаются неформальными лидерами, что хуже, так как эти люди не реализуют свой потенциал.
Властный и культурный ресурс воспитателя наиболее проявляется в подгруппе молодых «волонтеров», готовых безвозмездно участвовать в досуговых, конкурсных, фестивальных мероприятиях вместе с детьми и родителями.
В целом мы пришли к выводу, что понятие профессиональной карьеры - административного роста - является размытым у воспитателей в смысловом плане и мало привлекательным в ценностном отношении. А наиболее распространенными мотивами для смены места работы становятся финансовая неудовлетворенность, неудобный график работы и эмоциональное выгорание. Высшее образование и дополнительное педагогическое или психологическое образование являются ключевыми каналами для дальнейшего профессионального роста. Анализ трудовых биографий педагогов наглядно демонстрирует тот факт, что современное дошкольное образование и воспитание находятся на пике содержательного реформирования.
Сейчас кадровый рост идет хаотично, например, это свойственно для руководителей структурных подразделений дошкольной сферы Москвы. Это связано с тем, что мало управленцев-профессионалов работает в детских садах. Несмотря на то что новые кадры выросли, их теперь некому рекомендовать для дальнейшего роста.
- В социологическом опросе много внимания уделено профсоюзу, к каким выводам вы пришли?
- Исследования показали, что воспитатели признают важную роль профсоюза в контроле за условиями труда. Еще одно заключение, не только мое, но и многих экспертов: руководители дошкольных организаций пытаются сделать «карманными» попечительские советы и профсоюзные организации.
И надо, сказать, что они получили за это сполна, потому что в период реорганизации учреждений «карманная» первичка, «карманный» председатель первичной профсоюзной организации не смогли их защитить, и многие заведующие потеряли свою работу.
Большинство респондентов в столице считают, что дошкольные профсоюзные первички в Москве будут сокращаться, потому что с увеличением числа образовательных комплексов останутся в основном школьные профсоюзные лидеры и им подконтрольные первичные организации, в которые войдут профсоюзные организации детских садов. И председателями ячеек будут в основном учителя, поскольку в коллективе их будет больше.
- Какие еще ярко выраженные особенности развития дошкольного образования в регионах вы могли бы отметить?
- Хочется отметить Сибирский федеральный округ, где хорошо реализуются программы оздоровления детей. В городах Муравленко, Нижневартовске, Северске, Томске, других городах Сибири оздоровительно-воспитательная работа - «фирменное блюдо» дошкольных учреждений. Хотя и Москва начала возрождать оздоровительно-воспитательную работу.
Нельзя не отметить успехи Подмосковья. Благодаря усилиям губернатора Андрея Воробьева за прошлый год в Московской области построено и реконструировано 110 учреждений дошкольного образования, такого нет нигде. Сегодня в рамках модернизации региональных систем дошкольного образования повсюду ведется строительство и реконструкция детских садов, но Подмосковье в этом смысле - самое активное.
Вообще с 1991 года в России закрылись 41 тысяча учреждений дошкольного образования и свыше 20 тысяч загородных дач. Сейчас в нашей стране 47 тысяч дошкольных организаций и активно идет создание «билдинг-садов» в рамках частно-государственного партнерства.
- Сколько человек работает в дошкольном образовании на сегодняшний день, как много среди них мужчин?
- Всего работников - 1 миллион 408 тысяч человек, из них 460 тысяч воспитателей. В дошкольном образовании работает около 90 тысяч мужчин. Это педагоги-психологи, хореографы, инструктора по физической культуре, рабочие по кухне, охранники. В Москве появляется довольно много молодых людей, которые получают профессию воспитателя и идут работать в садики. Конечно, Москва - особый регион, где заработная плата у воспитателей вполне достойная.
Меня волнует положение помощников воспитателей, у них нижайший уровень заработной платы - 5-6 тысяч рублей в регионах, в Москве до 20 тысяч. Хотя они выходят за рамки исследований, о которых мы сегодня говорим, это вопиющая проблема для воспитательно-оздоровительного процесса.
- Какие еще проблемы были выявлены в ходе соцопроса?
- У респондентов опасения вызывают возникающие образовательные комплексы, объединяющие детские сад, школы, дома творчества. Там вполне может начаться вытеснение педагогов-дошкольников: учителя музыки начнут замещать музыкальных руководителей, учителя физкультуры педагогов по физкультуре. Но учитель физкультуры может пустить дошкольников в забег по спортзалу и в результате собрать их на финише с переломами лучевых костей. Потому что не сможет учесть все нюансы распределения нагрузок, длину забега и так далее. Это, конечно, крайний случай, но вполне возможная ситуация. На эти тенденции мы тоже обратили внимание во время исследований.
Еще одна настораживающая тенденция, возникающая в таких комплексах, - непонимание проблем дошкольных работников. Учителя заявляют о том, что воспитателям не за что назначать стимулирующие выплаты.
Среди других проблем, выявленных в результате анкетирования, - жалобы воспитателей на психологические перегрузки, низкую зарплату, загруженность бумажной работой. Сначала это было связано с ФГТ, теперь с введением ФГОС.
Родители выставляют завышенные требования к педагогам. Воспитатели отметили, что их не уважают и обеспеченные родители, и родители из бедных слоев, среди которых появилось много мам, которые предъявляют повышенные претензии к воспитателям. Публикации и другие материалы СМИ создают негативный образ воспитателя. Также мы изучали востребованность воспитателей на рынке образовательных услуг, оказалось, что этот рынок не для них. Больше возможности заработать на вторичном рынке услуг у логопеда, инструктора по физкультуре, музыкального работника.
- Какие положительные перемены вы бы отметили в дошкольной сфере?
- Хорошо обстоят дела с развивающей средой, оказалось, что всего, как правило, хватает - и игрушек, и развивающих игр. И предметная материальная среда в порядке: шкафчики, стульчики, столики по возрастным требованиям. То есть материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса находится на хорошем уровне.
Набирает темпы подведомственное восстановление дошкольного хозяйства. Свыше 240 дошкольных учреждений сохранило ОАО «РЖД», где прекрасно ведется работа по ранней профориентации юных железнодорожников. Появляются ведомственные сады «Лукойла», «Норильского никеля», ОАО «Планета детства - Лада», НПО им В.М.Хруничева.
Агентство стратегических инициатив заявило, что через 3-4 года в рамках частно-государственного партнерства появится 20 тысяч учреждений, в которых будет создано 250 тысяч мест для детей дошкольного возраста. Многие крупные компании начали вкладывать часть капиталов в деятельность дошкольных организаций. Они во многом будут решать проблемы с очередями в детские сады, это хорошее возвращение к ведомственным структурам.
С 2005 года идет «постмодернистский» период в культуре и трансформации общества, и в дошкольной среде тоже.
Очень важна инициатива Общероссийского Профсоюза образования по организации и проведению Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года». Он действительно необходим для работников дошкольного образования. Конкурс помог по-другому посмотреть на профессию, привлечь к ней интерес общества и СМИ, повысить престиж воспитателя.
Недавно произошло еще одно важное событие в жизни дошкольного образования: 27 сентября 2014 года появилась Ассоциация лучших дошкольных образовательных организаций и педагогов. Мне оказана честь стать ее президентом. Ясно, что одним профсоюзам очень сложно организовать общественную поддержку учреждениям и воспитателям. Поэтому ассоциация создается с целью объединения усилий наиболее компетентных дошкольных организаций, осуществляющих инновационное развитие сферы образования. Основные задачи ассоциации: обобщение передового педагогического опыта и создание условий для его широкой ретрансляции; формирование экспертного сообщества для мониторинга системы дошкольного образования и воспитания; участие в создании рейтинга дошкольных организаций, экспертизе образовательных программ и учебных пособий.
Сейчас ассоциация объединяет 109 учреждений - победителей всероссийских конкурсов и свыше 200 педагогов ДОО, ученых, преподавателей вузов, студентов, журналистов. Одними из первых в ассоциацию вступили уникальные педагоги и ученые Юрий Иванович Глазков, Наталья Михайловна Крылова, Римма Григорьевна Казакова.
Среди организаций - членов ассоциации детские сады наукоградов Троицка, Обнинска, Протвино, Реутова, Дубны, Бийска, Северска, Зеленогорска, городов Александров, Тула, Владикавказ, Муравленко, Муром, Находка, Нижнекамск, Подольск, Люберцы, а также «Эрмитажный детский сад». Об этом замечательном учреждении Санкт-Петербурга хотелось бы сказать несколько слов. Оно находится в бывшем особняке Модеста Чайковского, брата великого композитора. Детский сад курирует директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Надежда Борисовна Кутьина, автор программы «Воспитание культурой», уже тридцать лет занимается творчеством с этим коллективом и с радостью делится опытом с педагогами России и зарубежья. В этом детском саду живут эпохами. Сначала до 4,5 лет изучают с детьми русскую традицию, и только потом другие культуры. Например, во время изучения рыцарского периода академик Георгий Вилинбахов, председатель Геральдического совета при Президенте РФ, посвящает мальчишек-дошкольников в рыцари.
В Подмосковье, к сожалению, в период модернизации закрылись «русские комнаты», которые создавались в начале 1990‑х годов при детских садах, именно там закладывались основы национальной культуры. Именно из таких культурно значимых тематических программ и социальных технологий нужно исходить, готовя детей не только к школе - к взрослой культурной жизни, а не «танцевать» вокруг ФГОС, в которых нет ни оздоровительной работы, ни основ патриотизма. Неужели русской, черкесской, осетинской, якутской культуре в детских садах надо учить за деньги? Вот духовная задача для воспитателей и исток русской национальной идеи для дошкольной педагогики.
Наступает эпоха постмодерна. Нашим детям и внукам предстоит жить и развиваться благодаря благодатным усилиям воспитателей, этих скромных, дружных, задорных ретрансляторов и знатоков культуры.