- Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, - говорит Марина Владимировна Коренькова, директор дошкольного учреждения. - Очень большое значение играет окружающая среда, оформление интерьеров и участка создает не только комфорт, но и творческую атмосферу.
Внутри двухэтажного «пряника» меня встречает одна из маленьких хозяев замка, юная принцесса лет пяти по имени Соня.
- Я поведу вас в музей, - обещает мне девочка в воздушном платье, беря за руку.
Но далеко идти нам не приходится. Экспозиция детских работ расположилась в холле детского сада, главное направление которого - художественно-эстетическое развитие. На стенах - картины: маслом, акварелью, лентами, квиллингом. В витринах - игрушки, не мягкие, а керамические, но кажущиеся теплыми и пушистыми.
- Обратите внимание на этого бегемота, выполненного из розовой глины, - рекомендует Соня.
Бегемот, расписанный диковинными цветами, и в самом деле великолепен, отсвечивая всеми оттенками счастья.
- А это целый табун лошадей. Видите, они покрыты тонким слоем глазури? Все это сделано руками наших ребят. У нас очень много талантливых детей.
Соня права - совершенно очевидно, что здесь живут замечательные дети. И совершенно невероятно, что треть из них приходят в садик с тяжелыми нарушениями речи. Марина Владимировна говорит, что коллектив долго думал, как лучше использовать 20 процентов времени, отпущенного государственным стандартом на дополнительное образование. Выбрали в итоге два приоритета - здоровьесбережение и… искусство. Не простое, а исцеляющее.
- Перед вами серия панно, которые объединяют жизнерадостность, яркость и сочность красок. Вы понимаете теперь, какое у наших ребят обычно настроение? - строго спрашивает Соня.
Оставить работу в экспозиции «Серебряного родничка» теперь большая гордость. Директор рассказывает, что три года назад, когда сад только открылся и дети начали мастерить первые поделки, они смотрели на них как на чудо - сами сделали! И не могли расстаться. Теперь поняли, как это приятно, когда твое творение видят люди - педагоги, приезжающие перенимать опыт, мамы и папы, жители микрорайона, заходящие в «Родничок», как в музей.
В изостудии ждут очередные чудеса: картины, краски, мольберты и… компьютерное оборудование - интерактивная доска, ви­део­про­ек­тор.
- Изучаем, к примеру, первоцветы, - рассказывает Светлана Юрьевна Кочеткова, педагог дополнительного образования. - И прежде, чем рисовать, с помощью техники узнаем, где они растут, когда распускаются, увеличиваем картинку, рассматриваем поближе. Техника очень помогает. Особенно удобно общаться с Государственным Русским музеем в Санкт-Петербурге.
Коллектив «Серебряного родничка» - разработчик уникальной образовательной программы по художественно-эстетическому развитию детей от 4 до 7 лет. Для ее реализации необходим скайп - общение со специалистами происходит виртуально. Программа «Использование интерактивных методов обучения ГРМ в пространстве детского сада» состоит из трех частей. Первая как раз и называется «Я поведу тебя в музей», как мне обещала маленькая принцесса. Ребята осваивают Интернет, сразу понимая, что это не средство для игр, а территория знаний. Значит, нужно соблюдать режим пользования - правильно сидеть, делать зарядку для глаз и тела. Второй этап - непосредственное общение со специалистами и путешествие по залам музея, которое осуществляется с помощью специальной программы, созданной для детского сада Кемеровским художественным колледжем: большая видео-, аудиоподборка. Студенты и преподаватели колледжа приходят и в реальности - помочь, подсказать, показать, воспринимая малышей вполне состоявшимися художниками с собственным видением мира.
- Следующий этап - мы рисуем! - говорит Светлана Юрьевна. - Каждый ребенок выбирает произведение, которое больше всего понравилось, и… Нет, назвать копированием это нельзя. Скорее, собственным прочтением известной картины. Недавно мы, например, работали над произведениями Бориса Кустодиева. Вместе с педагогами, мамами-папами дети изучают описание полотен, историю их создания, потом воспроизводят в той технике, которая им ближе, - гуашь, акварель, мелки. 11 работ мы уже подарили Эрмитажу, его сотрудники возили их даже в Японию, где они очень понравились - японцы прислали благодарность нашему губернатору. Мы не пропускаем выставок, которые приезжают в город. Вот представьте - побывала удивительная экспозиция икон, уехала… Но вернулась обратно - в детских работах! К 70‑летию Кемеровской области мы попробовали копировать наших, местных художников. Взрослые люди радуются как дети, когда ребенок выбирает их работу, показывая, что он увидел в ней. А у наших ребят сформировался устойчивый интерес к рисованию, это очень важно для «логопедических» детей. Да для всех: и чувства воспитываются, и установка на успешность появляется - мы каждому малышу персональную выставку организуем.
Впрочем, персональная художественная выставка в детском саду - только начало. Продолжение - в гончарной мастерской, где пятилетние близнецы Марченко демонстрируют мне свои умения под руководством Инны Александровны Михайловой. Егор занимается росписью, Матвей садится за гончарный круг. В четыре руки они за считанные минуты изготовляют тарелку. Это пока полуфабрикат, его еще нужно обжечь, потом расписать…
- Дело непростое, - солидно объясняет Матвей. - Сначала надо глину перебить, ну пузырьки выгнать, помять, потом гончарим, фильтруем. Мы не обжигаем - Инна Александровна увозит в мастерскую. Потому что 1000 градусов!
Мальчишки еще плохо выговаривают букву «р», но это уже мелочи - год назад им не давался почти весь алфавит.
- Гончарить очень нужно, - уверяет Егор. - Пригодится, чтобы показывать наше искусство. Будем делать и продавать. Потом завод откроем.
Инна Александровна смеется. Конечно, ее задача - не подготовить будущих заводчиков, а научить ребят… говорить и думать.
- Ученые давно доказали связь между мелкой моторикой рук и развитием речи, - объясняет она. - Глина - незаменимый материал для этого. На кончиках пальцев находятся рецепторы, связанные с мозгом, и, надавливая на материал, ребенок подает импульсы в мозг. Пластилин такого эффекта не имеет. К тому же дети не просто мнут глину, а творят, мыслят, фантазируют, создают образы. В мастерской они становятся волшебниками! Хотя и умение работать руками тоже в жизни пригодится.
Есть в «Серебряном родничке» и свой бассейн, небольшой, но любимый и веселый - разноцветные мячики, круги, модули… Малыши с удовольствием проводят здесь время. Занятия плаванием оказывают положительное влияние на центральную нервную систему, да к тому же еще и закаляют. Две палаты медицинского изолятора пустуют почти круглый год.
- Мы бережем наших детей, - Марина Владимировна распахивает дверь в медицинский блок. - Хотя в дни прививок народу тут много. Наш детский сад имеет лицензию не только на образовательную, но и на медицинскую деятельность. Это очень удобно для родителей - не надо водить здорового ребенка в поликлинику, и детям хорошо - дома, в «Родничке», и уколы не страшны. Здесь же находится логопедический кабинет - искусство подкрепляем лечением. Конечно, и тут опираемся на игровой метод. Удивительно, как меняются малыши. Они выходят от нас, умея практически все! Взрослые люди не так готовы к жизни, как наши ребята.
Коллектив Коренькова подбирала… по глазам. Увлечен человек - есть огонек, значит, может влиться в «Родничок». Из 32 педагогов большинство имеют высшую категорию, а главное, желание работать и развиваться, поскольку учатся сотрудники постоянно. И учат других: детский сад №230 - экспериментальная площадка по апробации новых игровых и обучающих форм. Гости прибывают из Тувы, Красноярска, Омска, Томска… Всех угощают удивительно вкусным печеньем, приготовленным по секретному рецепту, который знают только местные повара. Отшучиваются: дело техники, говорят - большой пищеблок оснащен новейшим технологическим оборудованием.
Впрочем, один секрет Марина Владимировна мне все же открыла:
- Должна признаться, что наш детский сад - самый любимый, конечно, но не самый современный. Все-таки нам уже три года… А сейчас такие строятся!

Кемерово