Общероссийский Профсоюз образования обеспокоился этим еще в марте 2009 года, когда по нашей инициативе совместно с партией «Единая Россия», Союзом женщин России, при участии депутатов Государственной Думы, Министерства образования и науки РФ, Ассоциации индустрии детских товаров был проведен Всероссийский форум работников системы дошкольного образования, в котором приняли участие представители более 70 регионов страны. Тогда впервые в постсоветский период на столь масштабном мероприятии было озвучено, что система дошкольного образования в условиях экономического кризиса столкнулась с проблемами финансового, материально-технического и кадрового обеспечения.
В ходе форума обсуждалось, какими могут быть стандарты дошкольного образования, развивающая среда детского сада, как выстраивать дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и многие другие вопросы. Участники форума признали принципиально важными проблемами включение детских садов в национальный проект «Образование», перевод финансирования текущих расходов, в том числе на оплату труда работников ДОУ, с муниципального уровня на региональный, повышение зарплаты педагогов-дошкольников, ликвидацию очередности в ДОУ.
В ходе заинтересованных и конструктивных дискуссий на секциях и пленарных заседаниях форума было сформулировано около 150 предложений по развитию системы дошкольного образования в России, представлен опыт регионов и отдельных дошкольных образовательных учреждений. На основе поступивших предложений участниками форума была принята резолюция и направлены обращения в адрес органов законодательной и исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней.
Отрадно отметить, что форум положил начало проведению в ряде регионов конференций и семинаров с участием руководителей системы образования, представителей власти, родительской общественности, на которых совместно с территориальными организациями профсоюза вырабатывались планы по устранению накопившихся в дошкольном образовании проблем. Хочется выразить благодарность тем председателям региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, которые выступали инициаторами подобных мероприятий, где обсуждались, а впоследствии принимались не только региональные программы развития дошкольного образования, но и программы дополнительных мер социальной поддержки работников дошкольных организаций.
Продолжилось обсуждение насущных проблем «дошкольников» на Всероссийском уровне на I съезде работников дошкольного образования в октябре 2013 года, где, по словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, «был дан старт глубоким переменам в судьбах наших самых маленьких граждан». Но в первую очередь глубокие перемены коснулись работников системы дошкольного образования.
Тогда уже стоял (и сегодня, как показывает практика, остается актуальным) вопрос о необходимости разработки программ подготовки педагогов в учреждениях профессионального образования, повышения качества педагогических кадров дошкольного образования путем внедрения современных подходов к повышению квалификации за счет овладения ими передовыми технологиями воспитания и обучения детей.
И, конечно, не остался без внимания вопрос заработной платы. Не секрет, что работники детских садов - наиболее низкооплачиваемая категория, а следовательно, наиболее социально незащищенная. Надо признать, что в настоящее время в соответствии с майскими указами Президента России от 2012 года ситуация меняется к лучшему. За последние полтора года зарплата работников дошкольных образовательных организаций выросла в среднем на 40%, однако во многих регионах она по-прежнему отстает от зарплат в общеобразовательных организациях.
Что меняется в целом в системе дошкольного образования? На этот вопрос постарались ответить участники II Всероссийского съезда работников дошкольного образования, который недавно завершился в Сочи. Здесь обсуждались вопросы межведомственного взаимодействия в реализации государственной политики в области дошкольного образования, частно-государственного партнерства в этой сфере; роль семьи в повышении качества дошкольного образования и формирования социокультурной образовательной среды дошкольного детства. И, конечно, подводились первые итоги внедрения в 2014 году Федерального государственного стандарта дошкольного образования как уровня общего образования. Речь шла о качестве дошкольного образования, о различных моделях образовательного процесса и, конечно, о профессиональном стандарте педагога, новых компетенциях, которые ему предстоит освоить.
Но какое бы направление развития ни было предложено дошкольному образованию с целью повышения качества работы дошкольных учреждений, главное в реализации всех проектов и программ - создание условий для социального, личностного и профессионального роста педагогических кадров. К сожалению, ни система педагогического образования, ни система повышения квалификации не обеспечивают необходимой подготовки и переподготовки кадров.
В результате в вузе молодые педагоги не могут успешно освоить новые компетенции в соответствии с требованиями стандарта. А педагоги, имеющие значительный стаж работы в системе дошкольного образования, нуждаются в повышении квалификации, так как у них уже сложились определенные стереотипы деятельности и им значительно сложнее принять новые требования. Ранее сложившаяся методика проведения занятий становится препятствием в достижении ожидаемых результатов реализации новых программ дошкольного образования, новых методик и технологий преподавания. Кроме того, отмечается слабая восприимчивость педагогов к запросам общества, неумение воспринять и адекватно ответить на социальный заказ родителей. Таким образом, необходимость в постоянном методическом сопровождении процесса внедрения ФГОС в системе дошкольного образования очевидна.
Именно поэтому особую актуальность представляет обновление ФГОС высшего и профессионального педагогического образования, разработка профессиональных образовательных программ с учетом положений профессионального стандарта для подготовки будущих педагогов дошкольного образования.
В целях подготовки к внедрению профессионального стандарта «Педагог» в массовую практику с 1 января 2018 года сегодня разворачивается работа по апробации профстандарта более чем в 20 регионах России. Свыше полутора десятков педвузов и университетов, реализующих программы подготовки педагогов, начинают реализацию проектов модернизации педагогического образования. К ним могут присоединиться еще около 30 вузов.
И, конечно, требуется серьезная переработка образовательных программ повышения квалификации педагогических работников и руководителей организаций дошкольного образования.
Несмотря на позитивные перемены, в дошкольном образовании сегодня все-таки больше вопросов, чем ответов. И наша задача, как профессионального союза, - продолжать придерживаться позиции, озвученной нами еще в 2009 году на форуме работников дошкольных учреждений: обеспечение качества образования возможно лишь при создании необходимых для этого условий труда педагогов, а также условий для их профессионального роста.
В последние годы Общероссийский Профсоюз образования в рамках своих полномочий уделяет большое внимание именно этому аспекту - созданию условий для развития профессиональных компетенций работников образования. Всероссийская педагогическая школа, форумы и слеты молодых педагогов, летние тренинговые программы для педагогов - членов профсоюза, обучающие семинары для руководителей образовательных организаций и, конечно, организация и поддержка конкурсов профессионального мастерства.
Кстати говоря, именно на форуме-2009 было принято решение об учреждении Всероссийского профессионального конкурса для работников системы дошкольного образования. И в 2010 году Общероссийским Профсоюзом образования при участии Министерства образования и науки РФ и поддержке Министерства образования Московской области был проведен первый Всероссийский конкурс «Воспитатель года». В этом году конкурсу исполняется пять лет, и в этот первый, поистине детсадовский юбилей можно с уверенностью говорить, что конкурс занял достойное место в системе обмена опытом, распространения передовых педагогических идей и повышения квалификации педагогических кадров. И, конечно, есть немалая заслуга конкурса в формировании позитивного отношения к профессии воспитателя и повышении социального статуса работников детских садов.
В России около 60 тысяч дошкольных образовательных организаций, свыше миллиона работников трудятся в этой сфере. Это не только педагоги и воспитатели, но и музыкальные работники, логопеды, дефектологи, инструкторы по физической культуре. И хотя наш конкурс носит название «Воспитатель года», в нем принимают участие все категории педагогических работников детских садов. Например, в 2011 году абсолютным победителем была признана Наталья Помпеева - учитель-логопед из Ханты-Мансийского автономного округа. Несмотря на то что в системе дошкольного образования трудятся преимущественно женщины, в нашем конкурсе за четыре прошедших года приняли участие и пять представителей сильного пола. Причем двое из них завоевали звание «Воспитатель года»! В 2012 году абсолютным победителем стал Аркадий Афонский из Республики Саха (Якутия), а в прошлом - Олег Скотников, представитель Свердловской области.
В этом году в конкурсе принимают участие только женщины - лучшие работники дошкольных образовательных организаций из 62 регионов Российской Федерации. Имя победительницы мы узнаем совсем скоро, 14 ноября, на закрытии конкурса, которое состоится в Московском дворце детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах. Но кому бы ни была присуждена «Хрустальная жемчужина», все-таки главное в конкурсе - участие. Участие лучших из лучших, тех, на кого будут равняться коллеги, чьим мастерством будут восхищаться родители и кого искренне и заслуженно любят их воспитанники.
Наши конкурсанты из года в год доказывают, что в системе дошкольного образования работают творческие люди, искренне преданные делу, любящие детей и готовые к переменам. А следовательно, они будут вкладывать в успех перемен свои энергию, время, настойчивость, интеллект. И наша задача, профессионального союза, власти и всего общества, - помогать им в этом.
Фридрих Фребель, основоположник европейской дошкольной педагогики, считал детский сад моделью устройства мироздания, в центре которой развивающийся человек - ребенок. И задача всех проводимых реформ и модернизаций - сохранить и улучшить эту модель мироздания, в которой наиважнейшую роль играют работники дошкольных образовательных организаций. А решать эту задачу можно только сообща, объединив усилия всех заинтересованных сторон - семьи, государства и, конечно, всех институтов гражданского общества, среди которых Общероссийский Профсоюз образования является одним из самых заинтересованных.