В социальной сети все прозрачно, подросток видит там других подростков, добавляет их себе в друзья, они начинают следовать за ним и видят, что происходит у него в жизни. Все вроде бы прекрасно, но если в какой-то момент подросток роняет телефон и тот перестает работать, то школьник выпадает из реальности социальных сетей, это очень страшная для него ситуация, когда мир становится серым. Когда телефон вновь начинает работать, все восстанавливается, и подросток снова попадает в мир социальных сетей, в мир привычного для себя общения. Эта история очень хорошо иллюстрирует то, что сегодня происходит с современными подростками.
Контекст и фокус социальных сетей для нас по многим причинам представляет интерес, мы занимается объемным исследованием феномена общения в социальных сетях и хотим посмотреть на него с разных сторон. Сегодня мы уже знаем, как меняется социальная ситуация развития современного ребенка, но хотим посмотреть на это в ключе социальных сетей, оценить, какой потенциал есть у этих сервисов, можно ли их использовать не только для общения, но и, скажем, для образования.
Социальные сервисы возникли с появлением технологий, когда пользователи стали не просто пассивными потребителями контента, а смогли участвовать в наполнении контентами тех или иных ресурсов. То есть началась какая-то своя жизнь, стали появляться сервисы социальных сетей, платформы для общения, коммуникации. Интересно, что изначально они появлялись с какой-то определенной задачей и были направлены на определенного пользователя. Первые сети были предназначены для взрослых людей, чтобы вызвать у них интерес, например, к поиску своих старых друзей, одноклассников. Но технологии менялись, массовое использование социальных сетей началось с 2006 года во всем мире, в России - в 2007-м или даже позже, когда возникли Facebok и ВКонтакте. Сегодня мы видим потрясающую картину того, как эти сервисы растут, не останавливаются в своем росте, с каждым годом становится все больше и больше их пользователей. Для нас, конечно, актуальна социальная сеть ВКонтакте, так как это самая крупная сеть в России с наибольшим количеством пользователей, так как эта сеть наиболее популярна у подростков. Пока мы не знаем, почему это происходит, но если происходит, значит, там есть что-то такое, интересное для них.
В целом ресурсы социальных сетей игнорируют школы, родители, получается, что социальные сети - территория, на которой находятся, живут, взрослеют, проходят социализацию современные подростки, но ее не признают. Таким образом, основные вопросы, с которыми могут быть связаны наши исследования, - это рассмотрение этого пространства как пространства идентичности подростка, школьника, который проводит там огромное количество времени, и пространства общения.

Диана КОРОЛЕВА, аналитик Центра «Исследования современного детства» НИУ ВШЭ, аспирант
Института развития образования НИУ ВШЭ