О своих родных и близких - участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 годов рассказали 35 учащихся от первого до старших классов. В маленьком предисловии председатель Совета ветеранов ЮЗАО генерал-майор В.Шейкин написал: «Во многих семьях Юго-Западного округа Москвы хранятся фронтовые альбомы. Накануне 70-летия Великой Победы мамы, папы, дедушки и бабушки перелистали эти альбомы вместе с ребятами, а они решили рассказать о своих родных - героях Великой Отечественной войны - в одном общем альбоме «Моя родословная». И как бы отвечая на это, в своем сочинении ученица 8-го класса школы №117 Катя Козулина пишет: «Лучшее, что наше поколение может сделать для ветеранов, - это не дать переписать историю страны тем, кто хочет заставить нас забыть о великих подвигах наших предков». Согласитесь, такое заявление совсем еще юной современной девушки дорогого стоит!
В.Шейкин правильно делает, что в своем предисловии называет всех участников ВОВ героями. Это исторически справедливо, потому что герои, отмеченные почестями, не с неба падают, а рождаются в среде тех, кто бок о бок сражается за желанную Победу. В издании рядом страница к странице и рассказ прапраправнука Маршала Советского Союза Василевского, и рассказ о скромной простой фронтовичке Зинаиде Метловой, охранявшей в осадном Ленинграде торговый порт.
Школьники пишут в своих коротких сочинениях о малоизвестных эпизодах Великой Отечественной войны. Ученица 4-го класса 117-й школы Софья Варламова с уважением и любовью рассказывает о своей родственнице - фронтовичке Марии Котлобовской, которая умерла в день рождения Софьи. «Память о ней священно хранится в нашей семье», - с гордостью отмечает Софья. Мария Федоровна служила в так называемых батальонах ВНОС (воздушного наблюдения оповещения и связи). Небольшие группы женщин примерно одного возраста по 6-7 человек размещали и обустраивали (насколько это было возможно во фронтовых условиях) на передовой, на расстоянии примерно 500 метров от немцев, обеспечивали их продуктами на несколько дней и оставляли одних. В их задачу входило наблюдать за воздушной обстановкой и сообщать по телефону в штаб о том, сколько, каких и на какой высоте фашистских самолетов летит на нашу территорию. Наблюдение велось непрерывно, девушки достигли такого совершенства, что даже ночью по звуку моторов могли определить марку самолетов, их количество, и примерную высоту курса. Эту информацию высоко ценили в штабах, она была очень полезна. «День Победы Мария встретила, находясь на боевом посту в Чехословакии. Вся ее жизнь была достойным примером нашей родословной», - пишет Софья Варламова.
В одном из программных пунктов фальсификаторов истории записано, что необходимо всемерно ограничивать информацию о зверствах фашистов в Великой Отечественной войне. А вот школьники в своих сочинениях акцентируют на этом внимание. Ученик 8-го класса школы №2006 Иван Диполь рассказывает о своем посещении мемориала памяти в деревне Красный Берег. Основой создания памятника стали подлинные трагические события. На территории деревни Красный Берег фашисты создали сборный пункт для детей от 8 до 14 лет, которых насильно отнимали у матерей. В этом пункте дети проходили медицинский осмотр, после чего их отправляли в Германию как доноров для раненых немецких солдат и офицеров. Всего немцы увезли 1990 детей, 15 из них были дети из деревни Красный Берег. Трудно без волнения читать строки, написанные об этом современным московским школьником: «...Первой на пути нас встречает застывшая на веки тоненькая фигурка девочки, беззащитного ребенка, лицо которого перекошено от боли и беспомощности. Поднятыми над головой руками она словно защищается от всех страхов войны. Она стоит на камушках красного цвета, символизирующих пролитую кровь детей... Это памятник детям, прошедшим ад, которые никогда не сядут за парты, у которых отняли детство. Этот мемориал останется в моей памяти навсегда! Я бы хотел, чтобы никогда ни в одном уголке мира не было войны...»
Но зверства фашистов школьники не отождествляют с немецким народом. Вот что рассказывает ученица 1-го класса 117-й школы Арина Завьялова: «Моя прабабушка помогала партизанам, сообщала о продвижении немцев по шоссе и железной дороге, носила им в лес продукты. Ее выследили полицаи и арестовали. Немцы ее вывезли в Германию и отправили на работу на военный завод. Жили они на заводе, в бараке, было холодно, грязно и сыро, кормили очень плохо, многие болели, а работать их все равно заставляли много часов без отдыха. За любое нарушение правил поведения фашисты жестоко наказывали узников. Но люди были уверены, что Красная Армия их освободит, верили в Победу. Они как могли помогали - некачественно выполняли свою работу, проще говоря, вредили, чтобы немецкая техника выходила из строя или плохо работала, недокручивали гайки, не выполняли положенные нормы. Многим это стоило жизни... Только вера помогала узникам преодолеть тяжелое бремя рабского труда и вернуться домой... Моя прабабушка Ульяна не смогла вернуться в мае 1945 года, так как тяжело заболела. Ее приютила одна старенькая одинокая и добрая немка. Имя этой фрау, к сожалению, в памяти нашей семьи не сохранилось. Когда прабабушка Ульяна выздоровела, добрая женщина уговаривала ее остаться с ней. Она хотела ее удочерить, однако прабабушка не захотела остаться в чужой стране и вернулась на Родину, в родное село. Она поступила в институт и окончила его, стала работать учительницей немецкого языка, химии и биологии и даже стала заслуженным учителем Украины. Она вышла замуж, у нее родилось пятеро детей. Прабабушки уже нет в живых, но мы ее помним, любим и с благодарностью вспоминаем ту немку, позволившую прабабушке выжить».
Тема высокой нравственности, патриотизма проходит через все 35 мини-очерков издания. Интересный, поучительный и очень важный для нынешних условий эпизод рассказывает ученица 8-го класса школы №2006 Екатерина Кривова: «...Фашисты, когда входили в села, сначала грабили, а потом делали так называемую зачистку. То есть сгоняли всех неугодных оккупантам людей - евреев, больных, старых, тех, кто пытался сопротивляться захватчикам, - в центр села. Там пленных либо расстреливали, либо сжигали, загнав в большой сарай. И вот когда их погнали по селу, одна еврейская девочка пяти лет успела спрятаться. Это увидела моя прабабушка. Она забрала малышку к себе. Прабабушка рисковала своей жизнью и жизнью своих детей, спасая эту девочку, потому что фашисты жестоко расправлялись с теми, кто помогал людям, которых они считали врагами. Прабабушке надо было подтвердить, что это ее ребенок. У нее сохранилось свидетельство о рождении ее настоящей дочери, которая умерла, когда была совсем маленькой. Соседи и другие односельчане знали, что в нашей семье двое, а не трое детей, но они молчали. Быть может, за этот настоящий поступок судьба наградила мою прабабушку долголетием, она прожила 102 года. Я горжусь своей семьей».
Безусловно, и совершенно оправданно, что в предпечатной подготовке материала родители, учителя, редакторы что-то подправили в текстах, не выхолащивая сути содержания. Но главная ценность в том, что глубокий нравственный смысл этих произведений, и я не боюсь их так назвать, остался в сознании молодых людей на всю жизнь.
Надо сделать так, чтобы во всех школах округа, а может, и города, в каждом классе от первого до последнего нашли час времени и провели коллективное слушание этого издания. Мы научились и продолжаем совершенствовать проведение уроков Мужества, пусть такой урок будет проходить под девизом: «Наше поколение о ветеранах». Пусть сами учащиеся будут пропагандистами почета и славы своей родословной!
Молодцы энтузиасты ЮЗАО и всех других школ Москвы, прводящие акцию «Моя родословная». И большое им ветеранское спасибо за это!