Должна сказать, что есть педагогические трудности в процессе поддержки взросления современных подростков, нужно проанализировать и обозначить особенности взросления в условиях мегаполиса, а также некоторые способы организации воспитывающей деятельности, которые помогут нам решать возникающие педагогические трудности, а нашим взрослеющим детям - распознавать и учиться сопротивляться факторам, угрожающим здоровью и личностному развитию.
Примерно 10 лет назад в школе, в которой я начинала свою воспитывающую деятельность, трагически погиб восьмиклассник, сбросившись с крыши высотки. К великому сожалению, ни коллеги, ни мой жизненный и профессиональный опыт не заставили тогда меня задуматься и глубоко проанализировать эту всех шокировавшую историю: что все-таки стало причиной такого поступка, как нам всем казалось, тихого и благополучного паренька. Но когда 3 февраля 2014 года в московской школе №263 произошло ЧП, потрясшее все российское общество, и, как мне кажется, особенно все московское учительство, в моей голове сразу всплыла история 10-летней давности... Теперь взгляд на подростковую трагедию, на подростковые проблемы стал меняться: их больше нельзя НЕ замечать.
Уже через два дня после события 3 февраля я поймала себя на мысли, что все как-то быстро затихло... Но остались вопросы: что с подростком? Кто расскажет, почему он это сделал?.. А самое главное - как объяснить своим ученикам этот поступок. Что делать, дабы никому из них никогда не пришла в голову мысль о таком способе решения сложной жизненной проблемы.
Стала искать информацию о дальнейшей судьбе этого парня... Газета «Взгляд» от 5 февраля 2014 г.: «Позже подросток был допрошен следователями, которым признался, что у него нет единомышленников и он не видит смысла жить дальше. Он также рассказал, что застреленный им учитель - очень хороший человек, а убил он его, поскольку тот хотел отнять ружье и подходил все ближе и ближе». А дальше в статье то, что выходит за грань моего понимания: «Родители фактически самоустранились от его защиты, не выходят на связь, не отвечают на звонки на мобильные телефоны. Суд постановил оставить подростка под арестом до 3 апреля». И вот уже обозначена родительская проблема: неумение взрослыми признавать свои ошибки в воспитании собственных детей! Нежелание брать ответственность за поступки своих детей. Если этого подростка бросили в самый трудный момент жизни, значит, так было всегда? А это ли не есть отсутствие любви к своему ребенку? Я убеждена в том, что родители до последнего должны верить в своих детей. И я придерживаюсь мнения, что не бывает плохих детей, бывают плохие родители...
Теперь вопрос, почему подросток это сделал, сменяется другим: что происходит с нами, взрослыми, если наши дети, оставаясь наедине с трудностями, уходят за кадр нашей ленты жизни, наполненной стремительной гонкой за успехом, карьерой, материальными благами? И только когда взрослеющие дети попадают в тупик, из которого уже нет выхода, мы вдруг останавливаемся и хватаемся за голову... И вот тогда жалеем о потерянном времени, когда не смогли распознать факторы угрозы будущему ребенка, а зачастую и его жизни.
Как теперь разделить степень вины и ответственности между всеми нами, взрослыми (родителями, учителями, СМИ, ТВ)? Сколько еще детей в нашей стране должны решить свои проблемы самым страшным образом, чтобы наше сознание в поисках путей воспитания перевернулось? Возможно, кто-то скажет, зачем акцентировать внимание на единичных случаях. А кто-то просто задаст вопрос: «Ну и что нам всем делать?..»
Прямого и однозначного ответа у меня нет. Но я ясно понимаю, что нужно что-то менять в нашей московской системе воспитания, чтобы этот жизненно важный процесс не был сведен к выставлению и подсчету баллов по критериям эффективности воспитательной работы в образовательном учреждении. Я думаю, что всем нам необходимо искренне понять, почувствовать, пропустить через себя одну простую мысль: без нас - родителей, воспитателей и учителей - современному подростку очень непросто пережить эту серьезную болезнь под названием «взросление».
Ян Амос Коменский во «Всеобщих советах об исправлении дел человеческих», в части «Пампедия», которая полностью посвящена всем аспектам воспитания и образования, дает определение: «Подростки - это молодые люди, вышедшие из детства, но все еще не достигшие полного роста, рассудительности и развития сил». Именно этот период мы и будем называть периодом взросления. По мнению многих психологов, рост возрастных проблем у детей приходится на 13-14 лет (это 7-8-й класс). Особенно трудно подросткам, когда взросление происходит в нестабильной экономической и культурно-ценностной жизни современного общества, в условиях крупного мегаполиса. Почти все они остро переживают этот период: становятся агрессивными, непослушными, раздражительными, несдержанными в общении с родителями и учителями, некоторые начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики. Какие особенности взросления подростков можно выделить? В какие условия попадают наши дети в этот период, что оказывает на них особое влияние или давление? Проанализировав свои наблюдения, я выделяю две группы факторов, наиболее способствующих развитию неблагоприятных условий взросления:
Семейные факторы:
    Неполные семьи или асоциальные члены семьи. Следствие - повышенная тревожность подростка; несформированность ценностных семейных ориентиров.
    Нереализованность родительских амбиций в юношестве. Следствие - синдром отличника и трудоголика у подростка, психологические срывы.
    Рост требований родителей к взрослеющему подростку, расставление акцентов на обязанностях, но сохранение прав в «детском» варианте; или, напротив, многие подростки требуют предоставлять им новые права, но родители не спешат обременять детей дополнительными обязанностями. Следствие - отсутствие чувства ответственности за свои поступки.
Социальные факторы:
    Частые стрессовые ситуации. Следствие - психосоматические проявления, а порой и заболевания у подростков, возникновение страхов, перерастающих в пожизненные комплексы.
    Различные зависимости. Следствие - стойкие негативные проявления в поведении, расстройства психики, заболевания, суицидальные проявления.
    Воздействие социальных сетей, ТВ, СМИ. Следствие - дефицит общения, психологические срывы, потеря здоровья; изменения ценностных ориентиров, потребностей и интересов, нравов и морали.
Таким образом, мы видим, что наши взрослеющие дети практически постоянно находятся в агрессивной информационной, социальной, а кто-то и в агрессивной семейной среде.
Как же помочь нашим детям преодолеть этот нелегкий путь взросления? Как помочь пережить эту подростковую болезнь с наименьшими потерями для психического и физического здоровья? Как построить для них «домик на полпути», в котором им будет уютно, нестрашно, где они почувствуют себя в безопасности?
Ян Амос Коменский был убежден, что «молодежи нужно уже заранее преподносить все, что ей встретится в жизни, и посредством серьезных упражнений готовить ее к еще более серьезному... Дети могут стать настоящими людьми не иначе как через обращение с тем, с чем имеют дело люди; так, чтобы в жизни им ничего не могло бы встретиться такого, чего бы они уже не видели наперед, в чем бы они не упражнялись» (Я.А.Коменский. «Избранные педагогические сочинения. Предвестник всеобщей мудрости»). А разве возможно предусмотреть все ситуации, которые преподносит нам наша жизнь, и уж тем более заранее разобрать их с ребятами? И вновь на помощь приходит Ян Коменский, который в сочинении «Предвестник всеобщей мудрости» дает нам ответы на наши вопросы: «И раз уж все мы рождаемся, то надо сделать так, чтобы никто не жалел о своем появлении на свет. Но как достичь этого? Во-первых, добившись, чтобы всякий человек жил не как бессловесная тварь, а по велению разума. Светом его наделены все, да не все умеют пользоваться тем, что у каждого есть, если не обучены. Значит, их надо обучить!» По-моему, все ясно и понятно, особенно учителю. Вы скажете, что тут нового, все именно этим и занимаемся на своих уроках - обучаем разуму. Не спорю. Но добавлю: чаще мы учим думать детей в рамках предмета. В последние годы московские учителя как-то стали забывать о необходимости использования воспитательного потенциала в каждом школьном предмете, на каждом уроке. Научить ребенка жить разумно - вот педагогическая задача №1, тогда урок становится элементом воспитательной системы. И снова обращаемся к Коменскому: «Надо стремиться не только к тому, чтобы люди не уподоблялись бессловесным тварям, но и к тому, чтобы они достигали высшей мудрости». А от себя добавлю: нужно учить наших детей анализировать поступки, учить их самих делать выводы, искать пути решения в сложных ситуациях, конфликтах, а не путем нотаций навязывать им нравственные догмы. И вот мы с вами нашли еще одну педагогическую задачу.
«В-третьих, - говорит Коменский, - нельзя желать вырождения ни одного человека в нечеловека, и поэтому нельзя НЕ желать, чтобы все получили образование». Значит, нам, учителям, нужно увидеть в каждом ребенке прежде всего человека, за которым стоит будущее. И независимо от того, какими способностями он обладает, мы должны помнить, что наши уроки дают ему не только предметные знания, но и прокладывают будущее в выборе его жизненного пути.
А дальше Ян Амос Коменский учит нас вот чему: «Поскольку же единственная причина многих падений - слепота ума, из-за которой люди не знают ни своего назначения, ни назначения вещей, ни средств для достижения целей, ни правильных способов применить эти средства, то абсолютно необходимо правильно наставить во всем этом всех людей».
Совершенно очевидно, что Ян Амос Коменский, по сути, формулирует четкую педагогическую задачу, актуальную на все времена: подростка необходимо учить понимать смысл жизни и сообразно этому пониманию учить его управлять своими действиями. И здесь ему на помощь должен прийти учитель. Вот в этом, на мой взгляд, и заключается поддержка взросления. Но я думаю, что эту задачу можно успешно решать при выполнении нескольких обязательных условий:
    необходимо самим избавляться от «слепоты ума», нужно самим понимать смысл своей жизни, смысл педагогической деятельности, постоянно анализировать свои действия, слова, поступки. Необходимо следовать нестареющим принципам педагогической культуры, о которой, к сожалению, мы иногда забываем в погоне за результатами ГИА и ЕГЭ;
    необходимо создать такой уровень доверия между ребенком и взрослым, чтобы наш подросток не искал ответы на сложные вопросы в Интернете или сомнительных СМИ и уж тем более не загонял сам себя в тупик, а жил с ощущением, что он не одинок, что рядом есть мир взрослых, готовый ему помочь справиться с любой трудной ситуацией. А для этого наш мир взрослых обязан быть добрее и внимательнее. Доверие - вот что в цепочке «ученик - учитель» должно стоять во главе угла. Не бойтесь заглянуть ребенку лишний раз в глаза и спросить у него, отчего он грустит. Не считайте унижением для себя, если вы «спуститесь до роста ребенка». Не стесняйтесь обнять его за плечи и сделать ему комплимент. Но делайте это искренне, с душой и неподдельной заботой, тогда доверие детей к нам, учителям, будет настоящим. И мы точно будем уверены в том, что мы и есть тот «домик на полпути» от детства к взрослой жизни!
Анализируя перечисленные трудности социально-педагогической поддержки взросления, наш педагогический коллектив также ищет пути их решения. Мы очень хорошо понимаем, что только при тесном взаимодействии и сотрудничестве семьи и школы сможем помочь нашим детям успешно преодолеть путь взросления. Для этого мы разработали и реализуем общественно-педагогическую акцию «Неделя семьи», которая помогает создавать социально-педагогические условия для обеспечения преемственности воспитательных отношений в школе и семье. Своим опытом мы делились в «Учительской газете-Москва», наш опыт также был представлен в книге научно-методических публикаций педагогов, изданной в рамках международного проекта «Соmenius-420», - «Педагогическая повесть о человеке с маленькой буквы, или Жизненный путь и жизненные стратегии человека как предмет педагогического исследования».
Дважды в году мы с нашими детьми и родителями выходим в туристские походы, ежегодно проводим благотворительную ярмарку, в которой участвуют и дети, и родители, и учителя, все вырученные средства направляем на лечение детей с онкологическими заболеваниями. Все эти организационные формы взаимодействия семьи и школы помогают нам оказывать социально-педагогическую поддержку в процессе взросления наших детей.
Я сама мать 17-летней дочери. Все «прелести» подросткового возраста, как вы понимаете, «прохожу» на собственном опыте, так же как и многие. За последние несколько лет мне пришлось очень многое переосмыслить, пересмотреть свое отношение к проблеме взросления под новым углом зрения: мне нужно было совместить взгляд матери и взгляд учителя, воспитателя... Скажу честно, чужих детей воспитывать легче. Свои дети ранят больше, чужим легче прощать. Но хочу признаться, наши отношения с дочерью за этот период стали лучше, более доверительными. До этого они не были сложными, но они стали лучше. Я как-то задала вопрос своей девочке: «А что для тебя главное во взаимоотношениях с учителем?» Мы не обсуждали эту тему, я просто попросила ее изложить письменно свои мысли, ответ мне был выдан уже через несколько минут. Я намеренно ничего не исправляла в ее рассуждениях, которые привожу с ее согласия. Ну а так как у меня самый обыкновенный среднестатистический ребенок, то думаю, что она представляет мнение многих подростков: «Для меня главное во взаимоотношениях с преподавателями - взаимопонимание. Путем понимания учителем моей сущности (мнения, интересов) я хочу, чтобы он давал мне не только знания о науках, но и о жизненных понятиях, человеческих отношениях. Учитель должен учить солидарности, доброте к другим, уважению к старшим и близким. Совокупностью этих знаний педагог помогает нам, школьникам, осознать себя и свою роль в этом мире, а также найти себя и определить дальнейшую интересующую деятельность для меня в жизни». Надеюсь, что вы согласитесь со мной: это очень здорово, когда наши устремления и потребности наших детей совпадают. Тогда мы непременно достигнем успеха, и значит, мы на правильном пути. В замечательном фильме «Доживем до понедельника» один из учеников написал в своем сочинении на тему «Что такое счастье?»: «Счастье - это когда тебя понимают...»
Каждый раз, когда моя дочь совершает абсолютно объяснимые житейские ошибки, не имея большого социального опыта, я себе говорю только одно: «У нашей дочери должен быть «домик на полпути», в котором ей все доверяют, где ее все любят и помогут преодолеть трудности путем анализа ситуации и поиска правильного решения». И я терплю, и я вместе с ней учусь жить еще раз, и я держу ее за руку.

Юлия ОВЧИННИКОВА, заместитель директора по воспитательной работе школы №1747