Москва исстари слыла «градом мастеров», древних традиций ремесла и торговли, ремесленного ученичества. Купцов и преуспевающих ремесленников - мастеров своего дела называли здесь «красный люд», гордились ими. Серебреники, кожевники, оружейники, гончары, котельники, кузнецы, печатники, плотники, садовники, огородники, пушкари, суконники, сыромятники, таганщики, ямщики, кошельники, иконописцы, бронники, конюхи, мясники, монетчики дали имена ремесленным слободам, улицам города. Уже в ХVI веке ремесленное ученичество достигло в Москве высокой степени развития. Оформление «учебных договоров», ход и результаты учения находились под неослабным контролем властей. По завершении обучения ремеслу ученики проходили «пробу» - своеобразные квалификационные испытания, их даже распределяли на работу, выдавая «подъемные» деньги, материалы и инструменты. Награждали и особо выдающихся наставников. Развитие профессионализма стало приоритетной государственной задачей в Петровскую эпоху, создавшую уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа. 27 августа 1701 года в Москве открылась первая государственная школа «математических и навигацких наук». Обучение в школе было бесплатное. Более того, неимущие ученики (а таких тоже принимали в школу) получали от нее денежное пособие на питание. Получив профессиональное образование, «птенцы гнезда Петрова» шли на флот, в артиллерию, продолжали образование за границей, занимали ведущие должности на гражданской и военной службе, становились активными проводниками Петровских реформ.
Особый темп развитию профессионального образования России и Москвы придал XIX век. В 1826 году для воспитанников Московского воспитательного дома была учреждена шестилетняя ремесленная школа - сначала как портняжные и сапожные мастерские, а затем уже как самостоятельное Московское техническое училище. К середине XIX века МТУ уже пользовалось широкой известностью. Достаточно сказать, что разработанная в нем система производственной практики под именем «русская система» была заимствована высшими техническими школами США. Под влиянием МТУ существенные изменения претерпела методология профессионального образования, пройдя путь от «вещного» и «предметно-модельного» к «операционному» обучению профессии. При МТУ было создано Политехническое общество, по инициативе которого в 1872 году основан Политехнический музей. В XIX веке родились школы, работающие до сих пор и составляющие славу столичного образования.
В советскую эпоху открылась новая страница в истории профессионального образования: 2 октября 1940 года вышел указ Верховного Совета СССР о создании государственной системы трудовых резервов. Одновременно с указом были опубликованы два постановления Совнаркома СССР: первое - «О создании Главного управления трудовых резервов», второе - «О призыве (мобилизации) городской и сельской молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы ФЗО». «Трудовые резервы» с лихвой оправдали свое высокое имя. Московские училища стали застрельщиками многих патриотических дел. На собранные в результате проводимых воскресников средства были построены эскадрилья боевых самолетов, танковая колонна «Трудовые резервы», военные торпедные катера, в том числе катер «Московский ремесленник», бившие фашистов в Великую Отечественную войну.
Огромным достижением страны в создании условий для развития профессионального образования в послевоенные годы была шефская помощь базовых предприятий, приобретшая грандиозные масштабы. Силами заводов и фабрик шел ремонт зданий, закупалось новое техническое оборудование. Яркой страницей истории профессионального образования стало соревнование училищ, проводившееся при поддержке профсоюзов. Оно создавало орбиты сотрудничества инженерно-педагогических коллективов внутри отраслей, выводило лучших на всесоюзный уровень. Переходящие знамена, почетные звания «Училище высокой культуры», «Образцовое училище» не были пустым звуком, за них боролись, совершенствуя работу, достигая весомых результатов в подготовке рабочих кадров.
Всегда важна сила примера, образ наставника. Это стало неотъемлемой традицией столичных колледжей, в частности Первого московского образовательного комплекса (директор - Юрий Мироненко), где давно и предметно работают над этим. В комплексе практически все направлено на обеспечение благополучия в комфортной образовательной среде, сохранение и укрепление здоровья, развитие творческой направленности каждого учащегося. С учетом масштабов комплекса в нем создан и развивается специализированный блок дополнительного образования, в задачи которого входит формирование общей культуры, реализация индивидуальных интересов, воспитание гражданственности, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семье. Творческие мастерские и конкурсы, соревнования и праздники, обширная экскурсионная программа, уникальный музейный комплекс - это и многое другое делают комплекс хранителем и транслятором культурных традиций, увлекательным центром познания и творчества.
Интерес к выбранной профессии, переходящий в увлеченность, азарт, самоотдачу, объединение с единомышленниками в общественно полезной деятельности, лидерство во всех его проявлениях - таковы стадии социализации молодого человека в профессии. В одной из самых крупных организаций профессионального образования, колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 (директор - К.Афонин), объединившей в едином образовательном комплексе 9 подразделений, такой социогенез проявляется особенно ярко. Общение в кругу интересных людей, творческое развитие и участие в международных конкурсах и выставках, мастер-классы от известных профессионалов, образовательный туризм, позиционирование себя как профессионала дают суммарный воспитательный эффект. Но при этом надо подчеркнуть, что важным слагаемым этого эффекта стало активное разновозрастное сообщество колледжа. Проблема коллектива в воспитании - ключевая. Студенческое сообщество - нечто большее, чем простая совокупность юношей и девушек, это сообщество, сложная социальная система, обладающая традициями и собственными качественными характеристиками. Оно базируется на двух китах - совместной деятельности и общении, этих главных механизмах социализации. В совместной деятельности и общении студенты самоорганизуются, обмениваются информацией и опытом, влияют друг на друга, формируются и самореализуются как личности. Колледж №26 предлагает для этого целый калейдоскоп социализирующей деятельности, почему и стал центром притяжения молодежи.
Колледжем наставничества без преувеличения можно назвать колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23 (директор - З.Данилова). В 2004 году на базе колледжа открылся городской дом ветеранов педагогического труда - учреждение, где педагоги-пенсионеры могут отдыхать, как в пансионате. Они в постоянном контакте со студентами: вместе в литературной гостиной, на вечерах, экскурсиях в музеи, на выставках, встречах с интересными людьми - общественными деятелями и политиками, телеведущими и актерами, медиками и психологами, коллегами-педагогами. В диалоге ветеранов и молодежи - мощный заряд воспитания, гарантирующий передачу, сохранение и развитие всего того доброго и прекрасного, что накоплено в поколениях. В этом ответственном деле помощниками педагогов выступают практические психологи. Психологическая служба колледжа создает условия для успешного движения студентов по тем путям, которые выбрали они сами, из идей о сопровождении в ситуациях принятия личного выбора. Органично и естественно срабатывает воспитание успехом, в колледже для этого используется технология формирования портфолио успехов. Это нечто большее, чем папка студенческих достижений, это заранее спланированная и организованная работа над собой. Более того, она стимулирует рефлексию в группах - дискуссии, деловые и ролевые игры, общение и взаимопомощь. Широкие возможности самореализации предоставляют студентам творческие проекты колледжа, библиотека, художественные студии, клубы, спортивные секции. С учетом того, что с 1995 года в колледже обучается и проживает значительное количество детей-сирот и детей-инвалидов, в нем реорганизована структура управления, введены должности заместителя директора по социальной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов, создана социальная служба.
Сегодня профессионал должен быть творческой личностью, настойчиво работать над собой, ценить и стремиться передать сверстникам полученные профессиональные навыки. Связывая профессионализацию с потребностями личности, целесообразно рассматривать ее в развитии, в русле специально организуемой творческой деятельности. Первичный интерес, переходящий в увлеченность, азарт, самоотдачу, объединение с единомышленниками, лидерство в профессии и в жизни - таковы ее закономерные стадии. Воспитание, базирующееся на профессиональных ценностях, эффективно, так как формирует разновозрастные общности, объединенные профессиональной солидарностью, корпоративными интересами, социально значимой деятельностью и отношениями. Как показывают исследования, формирование таких общностей не только наполняет особым смыслом образование, но и преображает социум, представляющий собой не что иное, как комплекс человеческих общностей.
Думаю, социализация студенчества станет оптимальной, если будет опираться на механизмы самоопределения в творчестве и профессии. Профессиональное самоопределение предстает ключевым фактором социализации профессионалов. Для реализации такой парадигмы необходимо изменить ценностно-смысловую направленность профессионального образования, чтобы его приоритетом стало обеспечение профессионального самоопределения студента на базе творческой самореализации.
Исследуя социогенные механизмы профессионального образования, мы убедились в том, что организации СПО объединяют в едином процессе все для этого необходимое. Основной «полезный результат» такого объединения - социально значимые творческие достижения коллективов. Но в целом наука не дала пока исчерпывающего ответа на вопрос о том, каковы закономерности, факторы, детерминанты становления личности студента в условиях творческой деятельности, формирования его творческой направленности, гармоничной в отношении индивидуальных и общественных интересов. Ответить на него, по моему убеждению, и призвана педагогика творчества как особая область педагогической теории и практики, предметом которой является процесс личностного развития в условиях целенаправленно организуемой творческой деятельности.
В личности воспитанника воплощаются черты воспитателя - это стало аксиомой педагогики. «Воспитание представляется ложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было, если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?» - так писал об этом Л.Н.Толстой. Цель превращения воспитанника в субъект творческой самореализации предъявляет к педагогам дополнительные требования, связанные с переходом к личностно ориентированным развивающим технологиям и подразумевающие мастерское владение методами организации данного процесса - увлечения молодежи творчеством.
Любая система обеспечит эффект, если сформирует особую общность людей, тесно связанных значимой деятельностью, отношениями и общением. Как показали исследования, формирование таких общностей не только наполняет новым смыслом образование, но и преображает весь социум, представляющий собой не что иное, как комплекс человеческих общностей. К работе в таких системах педагогов надо специально готовить, включая их в реализацию проектов творческих объединений, обеспечивающих отношения сотрудничества и взаимной творческой мотивации детей и взрослых, когда есть особая восприимчивость школьников к педагогическим воздействиям, когда они быстро переходят от репродукционных, подражательных практик к сотворчеству, а затем и самостоятельному творчеству в избранном виде деятельности. Наиболее адекватная воспитательным системам педагогическая технология - организация творческих объединений детей и взрослых. Творческие объединения - коллективы, увлеченные решением общих творческих задач. С точки зрения педагогики творчества такие объединения могут формироваться только естественным путем, когда дети свободны в выборе деятельности. В то же время ТО так или иначе должны участвовать в реализации социально значимых проектов. Важно добиться осознания детьми общественной значимости творчества, необходимости работы над собой, сотрудничества со сверстниками. Сумма полезных знаний о творчестве должна дополняться практикой творческого объединения, экскурсиями, встречами, презентациями. В условиях творческих объединений, особенно разновозрастных, обеспечивающих отношения сотрудничества и взаимной мотивации детей и взрослых, появляется особая восприимчивость школьников к педагогическим воздействиям, они быстро переходят от репродукционных, подражательных практик к сотворчеству и самостоятельному творчеству в избранном виде деятельности. Как по лестнице, поднимаются они к вершинам творчества, проходя закономерные фазы творческого роста и самореализации, обретая творческую направленность и социализируясь.
Сопоставление экспериментальных данных позволяет сделать принципиально важный вывод о том, что у детей с творческой направленностью неуклонно растет социометрический статус не только в ТО, но и в классах, в которых они учатся. Практически во всех ситуациях (не только в творческих) они подтверждают свою общественную полезность и готовность к сотрудничеству, то есть широкий диапазон и устойчивость направленности. Происходит это осознанно, что также свидетельствует об устойчивой мотивации, когда воспитанник живет уже по «собственной программе». В рамках ТО формируется особая общность детей и взрослых, тесно связанных социально значимой деятельностью и гуманистическими отношениями. Формирование таких общностей не только наполняет особым смыслом образование, но преображает и социум, представляющий собой не что иное, как комплекс человеческих общностей.
На фоне крупномасштабных социально-экономических преобразований, происходящих в России и мире, как никогда актуальной становится идея будущего, рождающегося сегодня и зависящего от участия молодежи. Эта идея не дань моде, а основа консолидации здоровых сил общества, упрочения демократических начал жизни. Социализация как обретение субъектной позиции в системе общественных отношений протекает в процессе усвоения культурных ценностей. Это двусторонний процесс, складывающийся из активности индивида и действия на него среды и воспитания. Социализация обусловлена исторически, базируется на этнокультурных традициях, принятых в обществе, коллективе, семье. Она вырастает из многого, и прежде всего из отношений ребенка к школе, семье, друзьям и товарищам, к тому большому и весомому, что носит название жизненных ценностей. Ценности же формируются в воспитании, базирующемся на передаче культурных ценностей, то есть традициях, транслируемых в поколениях.

Сергей ЕВТУШЕНКО, ведущий научный сотрудник Московского института развития образования