- ...Мы существуем как единый народ только благодаря тому, что в то время нашлись люди веры и люди долга, которые отстояли независимость и самостоятельность государства. Они достойны нашей благодарной памяти. В этот день мы вспоминаем не столько победу над внешними врагами, не столько изгнание из пределов нашего Отечества интервентов, сколько преодоление Смуты, кровавой междоусобицы и братоубийства. Важны ли для нас сегодня «преданья старины глубокой»? Имеют ли отношение к нашей нынешней жизни трагические события того времени? Убежден: уроки тех лет важны и сейчас - и будут важны всегда, потому что это была не последняя смута в истории Руси. Нужно понять, в чем причины Смуты и как она была одолена. Это не вопрос академического интереса, не предмет кабинетных изысканий ученого - это вопрос безопасного настоящего и будущего нашего общества, и этот вопрос касается без исключения каждого из нас.
...Смута - это пример социальной болезни, когда пораженными оказываются не тела, а души людей. И нам важно понять, как она возникает и как она была побеждена. Можно искать политические или экономические причины - и, наверное, их возможно найти. Но подлинные корни этой беды прежде всего нравственные, - то, что можно было бы назвать ослаблением социальной ткани, уз общности и доверия, которые связывают людей в один народ. Это то, что, выражаясь языком социологии, называется атомизацией общества, когда распадаются традиционные социальные связи, когда каждый живет своей жизнью, обособленно и ставит личные интересы выше интересов всего социума и государства, когда индивидуальное побеждает общественное.
Многие из тех, кто обладал, как бы сказали в наше время, властным ресурсом, употребляли его на то, чтобы реализовать свои желания и амбиции в ущерб стране и людям. Многие искали, к кому переметнуться, пренебрегая своими обязательствами, у какой из противоборствующих сторон можно было бы приобрести бoльшую для себя выгоду. И как всегда бывает в таких случаях, явились люди, использующие общую беду для личного возвышения и обогащения. Разбойные банды наводнили страну, грабя, издеваясь и убивая соотечественников. Как же страна была спасена? Спасена она была усилием воли народа, движением, возникшим в глубине народной жизни. Но откуда появилось само это движение, что побудило людей забыть о своих личных интересах и объединиться ради спасения Родины? Верность Отечеству и искренняя вера, которая дала им сознание общности и долга, понимание того, что без общенациональной солидарности общество обречено на распад и уничтожение.
Итак, общество и государство погибают, когда люди начинают искать личных или сословных выгод в ущерб общему благу, и спасаются, когда находится достаточно людей, готовых на труды и жертвы ради страны.
Но как не допустить ничего подобного в будущем? Здоровье социального организма не рушится в один день и не в один день созидается. Я убежден: все люди - и представители власти, и рядовые граждане - ответственны за то, чтобы созидать и поддерживать те отношения доверия и солидарности, которые должны существовать в обществе.
«Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других» (Фил. 2:4), - говорит апостол Павел. Готовность послужить ближнему и обществу в целом - это не просто нравственный императив, это необходимое условие выживания социума. Да, может быть, проще сказать: я буду заботиться о своих интересах, ну, может быть, об интересах своей семьи, а до остального мне и дела нет. Но именно такой подход и привел к Смуте.
Нужно сделать нравственный выбор: повернуться от себя к ближним, набраться мужества служить другим сейчас, жертвуя чем-то. И тогда не наступит смута, во время которой придется жертвовать всем.
...Пусть же Господь даст нам мудрость и силы сохранить духовное наследие предков, мужество построить такое общество, которое будет соединено и скреплено любовью, взаимной преданностью, долгом, доверием, общество, которое не смогут поразить никакие вирусы смуты.