Кроме того, на приказе Министерства образования РФ стоит штамп Министерства юстиции РФ: «Не нуждается в государственной регистрации». Получается, что журналисты неверно интерпретировали определение судьи. Я хочу подчеркнуть, что более 90% приказов Министерства образования РФ не нуждаются в регистрации Минюста и никогда там не регистрировались. Например, предыдущий приказ об утверждении Федерального базисного учебного плана не отменен и не оспорен. Получается, что новый БУП введен, а стандарты пытаются отменить. Это просто нонсенс! Более того, Министерство юстиции РФ не ведет регистрации приказов, касающихся содержания образования (так было, в частности, и с предыдущими приказами Минобразования в 2004 году), а регистрирует только те, которые касаются различных нормативов, лицензионных требований и т.п.

И последний момент, связанный с вопросом о внесении изменений в утвержденные стандарты. Я согласен с позицией министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. Если есть возможность улучшения школьных стандартов, то изменения следует вносить отдельными приказами и дополнениями. Но есть еще более оперативный рычаг - разработка примерных учебных программ. Они создаются для учителей и являются основой для издателей учебной литературы. При необходимости еще есть время и возможности внести какие-то уточнения и изменения в стандарты, утвержденные 5 марта 2004 года.

Однако, если дело дойдет до их полного пересмотра, другими словами, до отмены, последствия могут быть достаточно печальными. Вырисовывается безрадостная картина.

По сути, отменяется документ, созданный в результате усилий сотен ученых РАН, РАО, вузов, учителей, директоров школ, методистов, многократно обсужденный (получено и проанализировано более 10 тысяч откликов из регионов) и являющийся результатом консенсуса.

Школьное образование будет отброшено назад, так как обучение детей будет строиться на основе обязательных минимумов 8-9-летней давности, которые не содержат требований к уровню подготовки, не учитывают современных достижений науки, отраженных в современном федеральном компоненте, превышают нагрузку по объемам содержания в сравнении с новым федеральным компонентом на 20% (по оценкам ученых).

Сводится к нулю научно-исследовательская работа над требованиями к оснащенности образовательного процесса, предпринятая впервые, останавливается разработка подходов ко второму поколению стандартов с учетом компетентностного подхода и новых образовательных технологий, включая дистанционное обучение.

Замена федерального компонента на новый, который следует подготовить, приведет к новым материальным затратам. Однако, учитывая, что вряд ли возможно найти разработчиков такого высокого уровня, надо будет обратиться к тем же людям, и в результате будет получен аналогичный по содержанию материал и вновь вспыхнут споры и противоборство предметных лобби.

Владимир ФИЛИППОВ, помощник Председателя Правительства РФ, министр образования РФ в 1998-2004 гг.