Я была назначена директором нового комплекса 12 мая 2014 г. Придя в гимназию, поставила перед собой две главные задачи: провести процесс реорганизации путем присоединения к гимназии прогимназии №1728, ДОУ №1725 и определить направления дальнейшего развития образовавшегося комплекса. На сегодняшний день образовательный комплекс гимназия №1542 - это 275 воспитанников и 1326 учеников, 192 основных сотрудника, 4 здания, бюджет за 2013-2014 учебный год более 200 млн рублей. За 9 месяцев 2014 г. средняя заработная плата учителя за 9 месяцев 2014 г. составила 78327 руб., воспитателя - 49898 рублей.
Территориальная близость зданий комплекса вместе с решением важной задачи - удовлетворение потребности жителей микрорайона в качественном образовании - создает комфортные условия для посещения детьми образовательных учреждений по месту жительства, хотя статистика показывает, что более 20% учащихся не жители района Солнцево.
Гимназия №1542 имеет многолетнюю историю достижений:
    В 1994 г. школа получила статус гимназии.
    В 2001 г. стала «золотой школой» Москвы.
    В 2004 г. победила в конкурсе «Лучшие школы Москвы».
    В 2004 г. стала победителем Кубка Героев России.
    В 2006 г. одержала победу в национальном приоритетном проекте «Образование».
    В 2008 г. заняла 6-е место в WorldRobotOlympiad в Японии.
    В 2009 г. стала ресурсным центром программы «Оксфордское качество».
    В 2010 г. вошла в пятерку лучших школ Западного округа по результатам ЕГЭ.
    В 2011 г. получила грант мэра Москвы в сфере образования (диплом III степени, 50-е место в Москве).
    В 2012 г. стала обладателем гранта мэра Москвы в сфере образования (диплом II степени, 43-е место в Москве).
    В 2013 г. удостоена гранта мэра Москвы в сфере образования (диплом II степени, 58-е место в Москве).
    В 2013 г. по рейтингу МНЦМО гимназия стала лауреатом среди школ, добившихся успехов в математическом образовании.
    В 2014 г. вошла в рейтинг «400 лучших школ Москвы», заняв 64-е место.
Главной своей задачей я считаю сохранение и упрочение таких высоких позиций, сохранение конкурентоспособности и лидерства гимназии среди образовательных организации района.
Работа исполняющим обязанности директора в течение 8 месяцев дала мне возможность изнутри изучить гимназию, увидеть сильные стороны, провести проблемный анализ и определить направления развития. Стратегия развития направлена на создание доступного всем категориям граждан образовательного комплекса, востребованного и еще более привлекательного для семей района Солнцево, Ново-Переделкино и территорий Новой Москвы.
Что же представляет собой наш комплекс? Начну с самых маленьких наших воспитанников: с дошкольного отделения. Образовательная деятельность в нем осуществляется по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Вераксы, тут работают группы 12-часового пребывания, есть разновозрастная группа, группа кратковременного пребывания «Адаптационная», а также Центр игровой поддержки ребенка. Педагогический коллектив отделения укомплектован профессиональными кадрами, вакансий нет. Какие проблемы я вижу на сегодняшний день? Прежде всего, это сокращение контингента воспитанников. Из трех групп кратковременного пребывания сегодня открыта только одна «Адаптационная». В связи с этим возникает другая проблема: неэффективное использование здания филиала «Домашний детский сад». Низкий процент воспитанников, поступивших из дошкольного отделения в начальное отделение гимназии, также не может остаться без внимания. Пока актуальна проблема неготовности педагогических сотрудников к переходу на ФГОСДО. Повышение заработной платы воспитателей тоже проблема, требующая новых подходов и новых решений. Какие я вижу направления развития дошкольного отделения комплекса? Прежде всего, необходимо создание единой образовательной программы на основе ФГОСДО, программы преемственности, которая обеспечит согласованность целей и задач дошкольного и начального образования, интеграцию педагогической деятельности воспитателей и учителей на основе их сотрудничества. Сотрудничество педагогов-дошкольников и учителей, создающее условия взаимной ответственности и социализации, позволит осуществлять набор в 1-е классы 100% по заявлениям родителей о переводе из дошкольной ступени. Необходимо провести мониторинг запросов родителей на дополнительные образовательные услуги, начать подготовительную работу совместно с детской поликлиникой по организации работы ГКП для детей с ОВЗ на базе филиала. Повышение квалификации сотрудников дошкольного отделения - вопрос уже решенный, на базе гимназии начали читать курс по изучению ФГОСДО преподаватели кафедры дошкольной педагогики МПГУ.
В начальном отделении гимназии отмечается увеличение контингента учащихся, что ставит перед нами проблему нехватки учебных помещений. Решением этой проблемы будет переоборудование специальных кабинетов на 4-м этаже под учебные классы. Это потребует финансовых затрат, но целевая субсидия на текущий ремонт в 2014 году была выделена, ремонтные работы частично уже начаты, а далее будут запланированы к исполнению в 2015 году. Образовательная деятельность идет по программе «Школа России». По моему мнению, начальное образование, реализующее различные УМК, позволит родителям осуществить выбор в пользу той или иной программы в зависимости от их предпочтений, способностей ребенка и рекомендаций специалистов психолого-педагогической службы комплекса. Традиционно образование в прогимназии было ориентировано на сильных учеников, хорошо подготовленных к школе. Но сегодня нет конкурсного отбора, что, в свою очередь, ставит перед нашим начальным отделением задачу разработки адаптивных образовательных программ, индивидуализации образовательного процесса.
Сильной стороной гимназии всегда считали качественное преподавание английского языка. 100% девятиклассников выбирают этот предмет для сдачи ОГЭ, более 60% выпускников успешно сдают английский язык на ЕГЭ. В прошлом учебном году 39 наших учеников стали призерами окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Многолетнее сотрудничество с RELOD помогает учителям вести преподавание на высококачественном уровне. Но наряду с этими успехами я увидела, что нет призеров и победителей городского этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, сертификаты RELOD не котируются на международном уровне, плохо организовано дополнительное образование по предмету. Обсудив с учителями сложившуюся ситуацию, мы пришли к решению о создании в гимназии лингвистической школы по изучению иностранных языков. Первым шагом стало приглашение преподавателя - носителя английского языка для дополнительного образования. Мы заключили договор с Кембриджским центром о сотрудничестве в области дополнительного образования. На сегодня в гимназии сформированы и начали работу 6 групп по подготовке учащихся к сдаче экзамена на кембриджский сертификат. Наряду с французским языком в качестве второго преподают немецкий и итальянский, факультативно дети изучают испанский язык. Считаю, что в гимназии сложились все предпосылки к созданию лингвистической школы, которая в будущем сможет удовлетворить потребности нашего района в изучении иностранных языков.
В своем первом указе после вступления в должность президента В.Путин обратил особое внимание на развитие математического образования, поэтому и я проанализировала ситуацию с преподаванием этого предмета. Значительное, на мой взгляд, понижение результатов ЕГЭ и ОГЭ в 2014 году по сравнению с 2013 годом, наличие всего трех призеров окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников, низкий процент выпускников, поступающих в технические вузы, отсутствие классов с углубленным изучением математики, большая нагрузка учителей и как следствие отсутствие возможности заниматься дополнительным образованием на углубленном уровне - все это требует принятия управленческих решений. Первым шагом стало привлечение специалистов извне для реализации дополнительных образовательных программ по математике. Здесь нам очень помогли специалисты из творческой лаборатории «Дважды два», которые отобрали математически одаренных детей и стали заниматься с ними решением задач повышенной трудности, предложили дистанционный курс. После встреч и бесед с родителями было принято решение с 8-го класса вводить предпрофильную подготовку, то есть организовывать классы с углубленным изучением отдельных предметов, в том числе и математики. Для решения кадрового вопроса необходимо наладить взаимовыгодное сотрудничество с МГПУ. Мы готовы предоставлять условия для прохождения педагогических практик студентам математического факультета, чтобы отбирать для себя молодые кадры и заинтересовывать их более привлекательными условиями труда.
Одной из проблем для нашего города, да, наверное, и страны в целом, стала нехватка квалифицированных технических кадров: инженеров, технологов разных производств. Проанализировав выбор экзаменов выпускниками гимназии, которые в качестве предмета по выбору сдают химию, биологию, физику и географию, я увидела, что он составляет от 8 до 14,5%, и сделала вывод: необходимо популяризировать важность и жизненность предметов естественно-научного цикла. С этой целью летом гимназия приняла участие в конкурсе, объявленном Департаментом образования, на соискание статуса региональной инновационной площадки по формированию инновационной образовательной среды в номинации «Начальная школа. Естественно-научная лаборатория» и значится в числе победителей. Надеюсь, что новое лабораторное оборудование поможет нам с начальной школы, а возможно, и с дошкольной ступени прививать интерес к естественно-научным дисциплинам.
Что влияет на имидж образовательной организации? На мой взгляд, качество результатов среднего образования. В конечном счете родители выбирают ту школу, в которой, по их мнению, лучше готовят к ЕГЭ, где в старшей школе есть возможность выбора профиля, больший процент выпускников поступает в вузы. В гимназии сформированы 6 старших классов, обучающихся по индивидуальному учебному плану. Средний балл ЕГЭ превышает среднее значение по округу и городу. Из 82 выпускников 2014 года в вузы поступили 80 человек, из них 60% - на бюджетной основе. Но какие проблемы я отметила? Во-первых, есть большая учебная загруженность старшеклассников, во-вторых, нет практики разных форм обучения: заочная, очно-заочная, дистанционная, нет взаимовыгодных связей с вузами. В связи с этим было принято решение вступить в пилотный проект по внедрению эффективного учебного плана и перейти на 5-дневную учебную неделю. Учителя гимназии разрабатывают дистанционные и модульные курсы пока по часовым учебным предметам. Заключен договор с Центром профессионального и карьерного роста для реализации профессиональных практик на предприятиях и в организациях города. Все эти мероприятия, надеюсь, создадут более привлекательные условия для обучения старшеклассников в нашей гимназии.
Гордость любой школы - победители Всероссийской олимпиады школьников. Воспитание такого победителя - очень сложная и кропотливая работа. В гимназии большой процент участия в школьном туре, высокий процент победителей и призеров. У нас 76 призовых мест на окружном этапе, но всего 2 призера регионального этапа в 2014 году. Необходимо создание эффективной программы по работе с одаренными детьми, интеграция основного и дополнительного образования и, конечно же, наличие высококвалифицированных, заинтересованных и увлеченных учителей. В гимназии такие кадры есть, есть необходимые материально-технические условия для работы. В этом году выделен определенный стимулирующий фонд для премирования учителей, воспитавших призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников.
В основной школе главным направлением развития я вижу на базе реализации ФГОС обеспечение широкого спектра внеурочной деятельности. Здесь наш девиз: «Найти сферу интересов каждого ребенка». Эту задачу мы будем решать в направлении расширения спектра дополнительных образовательных программ с учетом запроса родителей и на договорной основе путем использования кадрового и материально-технического потенциала комплекса и при помощи сетевого взаимодействия. Как результат - 100% охват учащихся внеурочной деятельностью и формами дополнительного образования, в том числе в платных объединениях. В этом учебном году по запросам родителей в гимназии мы реализуем 7 образовательных программ на договорной основе. Предполагаемый доход от этой деятельности составит 1830000 рублей в месяц, из которых 640000 рублей можно будет потратить на развитие образовательного комплекса.
«Кадры решают все!» - этот девиз остается актуальным и применительно к системе образования. В гимназии сложился творческий, работоспособный, высококвалифицированный коллектив. 80% педагогических сотрудников имеют высшую квалификационную категорию, 43 почетных работника общего образования РФ, 9 заслуженных учителей РФ, 4 кандидата наук. Наши учителя готовы к инновациям, с высокой готовностью подошли к внедрению ФГОС ООО. Проблемой на сегодня остается средний возраст учителей основной и старшей школы, который равен 53 годам. Необходимо омоложение педагогического коллектива путем привлечения молодых специалистов. На больших предприятиях существует практика отбора кадров для своего производства еще со студенческой скамьи. Видимо, и нам пора начинать приглядывать себе учителей, пока они студенты, заинтересовывать их выгодными условиями работы, что в настоящее время стало реальностью.
Таким образом, я обозначила направления развития нашего небольшого комплекса, созданного в 2013 г., но такой комплекс позволяет пока решить только задачу создания условий для преемственности образовательных уровней - мягкого перехода от дошкольного уровня в начальное образование с последующим обучением в основной и старшей школе. Конкурентными же преимуществами крупного комплекса должно быть увеличение вариативности и многообразия качественных образовательных услуг, расширение возможностей социального лифта для участников образовательного процесса. Поэтому развитие нашего образовательного комплекса я вижу в дальнейшей реорганизации: присоединение комплекса школы №1011 с 3 дошкольными отделениями, ЦО №1364 с дошкольным отделением и учреждения дополнительного образования ЦДТ «Солнцево». Важным фактором при принятии такого решения стала близость месторасположения этих учреждений, что позволит создать единую воспитательно-образовательную среду в микрорайоне, способствующую социализации, адаптации и развитию детей от 1 до 17 лет.
В комплекс войдут 12 зданий: 6 дошкольных отделений, 4 школы, 2 здания учреждения дополнительного образования. В таком комплексе мы сможем реализовать миссию предоставления широкого спектра образовательных услуг и равных возможностей для становления личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, духовно-нравственными качествами. Это станет возможным, потому что создание комплекса будет базироваться на объединении финансовых, кадровых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов.