Немецкий философ XX века Дитрих фон Гильдебранд в своей работе «Новая Вавилонская башня» писал: «Если человек использует религию как средство обретения мира и гармонии, он никогда не обретет их». Звучит парадоксально! Но далее философ добавляет: «Только если он покоряется Богу потому, что так следует поступать, только если он бескорыстно увлечен бесконечной красотой и благостью Бога... только тогда истинное счастье, как безвозмездный дар, преисполнит его душу». Слово «религия» происходит от латинского слова religare, которое означает «воссоединение». Религия - это не просто признание факта существования Бога или каких-то иных высших сил. Религия предполагает отношения двоих; отношения существ, которые некогда были разделены между собой, а теперь вновь приходят к единению. А отношения в свою очередь предполагают опыт реальной встречи с Невидимым. Причем, если мы говорим в контексте христианства, встреча эта может произойти только при условии абсолютной свободы встречающихся, без какого бы то ни было насилия с любой из сторон. И эта встреча всегда предельно личностна. Без этого опыта встречи разговор о подлинной религии уходит в сторону дискурса, касающегося знаний о религии. Если в школе учитель истории рассказывает шестиклассникам об иконах Андрея Рублева - это он передает детям именно знания о творчестве Рублева, но не религию иконописца, которая предельно личностна. Почему так происходит? Потому что принципы школьного образования и принципы религии разные. В основе школьного образования лежит принуждение, в основе религии (еще раз подчеркну, что говорю здесь о христианстве) - абсолютная свобода. Школьное образование массово, религия - личностна (прошу не смешивать термины «личность» и «индивидуальность»; личность - более широкое, а главное, цельное понятие). Школа - это система, религия - это организм. И все же есть один способ внедрить религию в систему школьного образования - для этого нужно убрать стоящее перед ней (религией) прилагательное «подлинное». Это можно сделать, лишив религию ее предельной инаковости и абсолютной свободы. Превратить подлинную религию в мертвый идол, например в идеологию, и поставить такую «религию» на службу государству. По мнению одного из самых влиятельных мыслителей современной Франции Жана-Люка Мариона, идол отличается от живого религиозного опыта тем, что идолом можно манипулировать. Итак, использовать религию для воспитания школьников - это значит напрочь лишить религию ее главной задачи: воссоединения человека с субъектом веры, т. е. с Богом. А взамен этого предложить ученикам искусственный мысленный конструктор, идол, одетый в религиозные одежды (образы или понятия), но внутри пустой или наполненный мертвым материалом.

​Алексей ЧЕРНОВ, учитель истории, Рассказово, Тамбовская область