Премия «Дебют», учрежденная пятнадцать лет назад Гуманитарным фондом Андрея Скоча «Поколение», считается пропуском в мир большой словесности. И действительно, через нее в разное время прошли те, кого сегодня называют звездами русской литературы. Так, пьесы Василия Сигарева переведены уже на десятки языков, и он признан зарубежными СМИ самым многообещающим молодым драматургом мира. Повести Дениса Осокина «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари» обрели вторую, экранную, жизнь и покорили не один кинофестиваль. Прозаики Сергей Шаргунов, Игорь Савельев, Наталья Ключарева, поэт Марианна Гейде, критик Валерия Пустовая после «Дебюта» получали престижные «взрослые» премии. Впрочем, «Дебют» - это не только профессиональный трамплин (хотя призовой издательский договор с гонораром в миллион рублей и для маститого писателя награда куда как достойная). В премии этой, предназначенной для тех, кому не исполнилось еще 35 лет, как в зеркале, отражается и состояние современной литературы, и ее вполне обозримое будущее.
Комментируя «длинный список» «Дебюта», Павел Басинский отметил, что молодежь не пугает крупная форма. Авторы берутся за большие романы, при этом пишут не только о себе, что вообще-то свойственно начинающему писателю, но подмечают яркие приметы дня сегодняшнего. Все большую популярность набирает «производственная» проза XXI века, повествующая о жизни крупных корпораций и офисов. Она интересна тем, что рисует некий замкнутый мир, где все конфликты, чувства, отношения обострены до предела. Встречаются произведения, написанные необычным языком, который «острит зрение», которые «вкусно читать». Но таких, увы, не так уж и много. Размышления о языке современных литераторов продолжает писатель Юрий Буйда, оценивающий номинацию «Малая проза». По его словам, рассказ - самый трудный жанр, требующий от писателя особой меткости, лаконичности, точности, ведь тут одной короткой фразой можно рассказать то, на что романисту понадобится добрая сотня страниц. «Я жду от молодежи большей смелости, более тщательной работы над языком и, конечно же, ответственности. Каждый из нас должен знать, зачем садится за письменный стол», - подытожил Юрий Буйда.
Конкурсные работы драматургов читает Ярослава Пулинович, ученица Николая Коляды, сама в прошлом «дебютантка»: «Много пьес о семье, об отношениях отцов и детей. Встречаются антиутопии - жанр для драматургии редкий, требующий особого мастерства. И наконец-то стали появляться комедии, которых нашему театру сейчас так не хватает. Сурового реализма на сцене хоть отбавляй, а вот глубокие, умные комедии на вес золота!»
Киевлянин Александр Кабанов назовет победителя среди поэтов. Обещает судить по «суровым законам поэтического времени» и отдать пальму первенства обладателю «самобытного авторского голоса», который покорит не только разнообразием смыслов, но «вибрацией, звучанием, стилем и напором».
Профессор МГУ Владимир Новиков отправляется на поиски «если не нового Розанова, то нового Гениса», другими словами - выбирает победителя в номинации «Эссе». На конкурс пришли и литературоведческие работы, и кинорецензии. В каждой профессор Новиков хочет обнаружить «филологическую и культурологическую оснащенность, соединенные с легкой разговорной стихией».
Прокомментировала «длинный список» «100 лучших молодых авторов: гражданство - русский язык» и бессменный координатор премии писатель Ольга Славникова. В этом году она обратила внимание на две вещи: возвращение молодежи к «деревенской прозе» и на обилие «горячих» очерков из зоны военного конфликта на юго-востоке Украины. «Мы долго думали и решили не включать в «длинный список» ни записки беженцев, ни дневники ополченцев - это обжигающий опыт, о котором авторы не пишут, но кричат, не задумываясь о стиле и языке. Это материал, который должен отлежаться, чтобы со временем непременно стать основой большой, настоящей литературы», - заявила Ольга Славникова.
«Короткий список» премии «Дебют» будет объявлен в середине ноября. Имена пятерых победителей назовут на торжественной церемонии 11 декабря.