Деньги родителям?

- Частью 3 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) установлено, что общее образование может быть получено и вне образовательных организаций, в частности в семейной форме.
Письмом Минобрнауки РФ от 15.11.2013 г. №НТ-1139/08 разъяснены вопросы организации получения образования в семейной форме.
В частности, отмечено, что ст. 35 Закона гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе.
В этой связи обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.
Согласно ст. 9 Закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов РФ организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
В части возможности оказания поддержки родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними общего образования в форме семейного образования в письме отмечено, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (ст. 5 Закона).
Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты РФ в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом РФ может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов РФ в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта РФ (основание: ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Оплата выходных

- Оплачивается ли в двойном размере работа в выходной и праздничный день, если работник отработал всего 2-3 часа в выходной день?

- Согласно ст. 153 Трудового кодекса РФ, работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
- сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
- работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
- работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Следовательно, независимо от того, сколько времени продолжалась работа в выходной день, она подлежит оплате по установленным расценкам.

Когда детей стало меньше...

- Действительно ли директор обязан сократить должность педагога-психолога до 0,5 ставки в том случае, если численность учащихся школы сократилась до 400 человек?

- Статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, отнесено к компетенции образовательной организации. Никаких нормативных актов, определяющих штатные нормативы, в том числе и по должности педагога-психолога, законодательством не предусмотрено.
Ранее для образовательных учреждений нормативы численности персонала предусматривались в типовых штатах, которые утверждались в основном государственными органами управления образованием бывшего Союза ССР и были обязательными для применения до вступления в силу Закона РФ «Об образовании». До определенного времени эти типовые штаты использовались как примерные. Но Минобрнауки России своими приказами от 09.06.2008 г. №177 и от 09.09.2008 г. №260 признало не подлежащими применению отдельные типовые штаты. В том числе признаны недействительными и Типовые штаты начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем (утверждены приказом Минпроса СССР от 31.12.1986 г. №264).
В соответствии с организацией бюджетного процесса в Российской Федерации главный распорядитель кредитов (распорядитель) бюджетных средств утверждает смету доходов и расходов бюджетного учреждения, которую последние разрабатывают после получения уведомления о бюджетных ассигнованиях.
Предметом анализа штатного расписания на этапе утверждения сметы является соответствие заявленной структуры штатного расписания, перечня и наименования должностей существующему нормативно-правовому регламенту Российской Федерации, региона, локальных нормативных актов органа управления образованием по отдельным профессионально-квалификационным группам персонала образовательных организаций. Примерные штаты на региональном уровне обычно прописываются в соответствующих рекомендациях. Однако это именно примерные, а не обязательные штаты.
Так, например, в Москве должность педагога-психолога устанавливается из расчета 1 единица на 5 классов. В некоторых других регионах должность педагога-психолога устанавливается на 400 учащихся, на 500 учащихся.
В любом случае решение об установлении той или иной должности образовательное учреждение принимает самостоятельно исходя из имеющихся средств.

Отпуск заместителя

- Какова продолжительность отпуска заместителя директора по учебной части, работающего в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей?

- Согласно пункту 4 приложения к постановлению Правительства РФ от 01.10.2002 г. №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» продолжительность отпуска заместителя директора образовательного учреждения дополнительного образования детей составляет 42 календарных дня.
При этом согласно пункту 1 примечания ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.
Учитывая, что речь идет именно о заместителе директора по учебной части, отпуск должен быть предоставлен продолжительностью 42 календарных дня.

Стоимость ГПД

- Имеет ли право школа взимать плату с родителей за часы нахождения ребенка в группе продленного дня?

- В соответствии со ст. 65, ч. 8 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) учредитель образовательной организации за осуществление присмотра и ухода за детьми в ГПД вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Согласно ч. 9 ст. 66 Закона не допускается включать в родительскую плату расходы на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (в том числе внеурочной деятельности), а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (косметический и иной ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.).
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ своим письмом от 24.09.2014 г. №08-1346 направил Методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня.
В письме, в частности, отмечено, что функции и полномочия учредителя образовательной организации могут осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. В связи с этим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, должны разработать нормативные акты, регулирующие предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях.
Нормативные акты о регулировании предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД в общеобразовательных организациях должны содержать в том числе:
- перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня;
- методику расчета стоимости услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД (в случае если данные услуги не могут быть оказаны бесплатно);
- перечень льготных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- модель договора между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД.
В письме дополнительно обращено внимание, что учредитель вправе снизить размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке (например, для многодетных семей, социально незащищенных семей, одиноких матерей (отцов), семей, пострадавших от стихийных бедствий, безработных, беженцев или вынужденных переселенцев и др.).
В связи с тем, что общеобразовательная организация помимо услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД вправе оказывать платные образовательные услуги (например, приготовление ребенком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем (воспитателем), необходимо организовать разъяснительную работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Так как общеобразовательные организации являются некоммерческими организациями, не допускается извлечение прибыли из платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Родительская плата за ГПД должна обеспечивать только возмещение расходов общеобразовательной организации на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД.
В целях недопущения в общеобразовательных организациях незаконных сборов денежных средств и обеспечения полноты реализации Закона рекомендовано:
- организовать мониторинг востребованности услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, их стоимости, а также удовлетворенности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся качеством данных услуг;
- организовать регулярную разъяснительную работу с педагогическим сообществом и родительской общественностью по вопросам осуществления присмотра и ухода за детьми в ГПД;
- обеспечить оперативное освещение в СМИ порядка применения норм Закона в части создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в ГПД.
На федеральном уровне Минобрнауки России организовано проведение мониторинга предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД, создан специальный сервис обратной связи для сообщений граждан: net-poboram@mon.gov.ru.