Тип проекта: долгосрочный.

Цель работы: исследование сходных черт в мировоззрении народов Центральной Азии.

Объект исследования - этнокультурное сходство народов Центральной Азии.

Предмет исследования - представление тувинцев, монголов, алтайцев о небе как о главном объекте почитания данных народов.

Задачи работы:
1) развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, рассуждать и делать выводы;
2) систематизирование общих мировоззренческих представлений тувинцев, монголов, алтайцев через понятие о небе как высшем боге;
3) изучение воспитывающей стороны этноэкологических представлений о небе у данных народов;
4) формирование важных личностных качеств, таких как умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.

Актуальность и выбор названия проекта определены следующими факторами:
- содержание поликультурного воспитания подростка предполагает воспитание уважения, восприятия ценностей народов, проживающих на территории его родины и в других государствах, поэтому мы рассматриваем в данном проекте небо как высшую ценность у таких народов, как тувинцы, монголы и алтайцы;
- актуальным становится изучение этноэкологических традиций и экологических культов, так как в условиях глобального кризиса люди стали задумываться о сохранении окружающей среды и соблюдении законов природы.

Методы, используемые во время работы над проектом:
1) метод накопления фактов;
2) методы обобщения и осмысления собственных фактов как анализ, сравнение.

Гипотеза проекта - предположение о том, что есть общие черты в представлениях о небе у народов Центральной Азии. К данной гипотезе ученики должны прийти сами в ходе работы над проектом.

Конечный результат проекта - учащиеся должны собранную информацию представить в виде компьютерной презентации или сайта, удобного и доступного для использования представителями той же возрастной группы, к которой относятся авторы проекта, в данном случае ученики 11-х классов.

Материалы и ресурсы
1. Ученые записки / Тувинский институт гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва. 2010 г. Вып. 22.
2. Монгуш М.В. Тувинцы Монголии и Китая. - Новосибирск, 2002 г.
3. Монгуш Д.А. Вопросы тувинского языкознания. - Кызыл, 1998 г.
4. Ученые записки. Выпуск 17. - Кызыл, 1975 г.
5. Кенин-Лопсан М.Б. Мудрый ворон. - Кызыл, 2011 г.
6. Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. - Москва, 1969 г.
7. Маргус С.В. Тува: словарь культуры. - Москва, 2006 г.
8. Сайт тенгрианства: http://tengrifund.ru.
9. Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность. Материалы 3-й Международной научно-практической конференции (1-3 июля 2011 г., г. Кызыл). - Кызыл, 2011 г.

Какие УУД формируются в процессе работы над проектом?
1. Рефлексивное умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно школьных знаний.
2. Исследовательское умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле.
3. Коммуникативные умения - вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
4. Презентационные умения - уверенно держаться во время выступления и отвечать на незапланированные вопросы.

Работа над проектом
Групповой проект «Небо в представлении народов Центральной Азии» осуществляется на 18 дополнительных занятиях.
Уроки 1-2. Представления о небе у народов ЦА. Небо как этноэкологическое понятие
Учитель объявляет исследовательскую проблему проекта, для решения которой необходима инициативная группа в количестве 6-8 человек (соответственно мини-группы состоят из 3-4 человек). Проблема для учащихся заключается в том, что тема не рассмотрена учебниками по истории Тувы. На основе анализа имеющейся информации участники групп должны составить план реализации проекта, найти оптимальный способ достижения цели проекта. Данный проект в основном нацелен на формирование информационной компетентности.
Учитель знакомит детей с символом тенгрианства и его обозначением.
Символом Тенгри был круг - Солнце. Орел означал мощь великого бога и его всеведение и всезнание. Цвет Тенгри - голубой.

После первых занятий и самостоятельной работы группы могут прийти к следующим выводам: каждый этнос или нация имеет своего этнического, природного, на генетическом уровне определенного бога. У некоторых народов это Небо. Данное мировоззрение называется тенгрианство. «Тенгри (Небо) - неперсонифицированное мужское божественное начало, распоряжающееся судьбами человека, народа и государства», - написано в справочнике. Тенгрианство предположительно возникло в конце II - начале I тыс. до н. э., но не позднее V-III вв. до н. э. Его сближают с хуннуским ченли («небо»), существуют и более широкие параллели с китайским Тянь, шумерским Дингир.

Урок 3. Возникновение мировоззрения о Небе
На аналитическом уровне проводится сбор, изучение информации о возникновении мировоззрения о Небе. Учитель с учениками начинают искать пути реализации проекта.
На основе обработанного материала продолжается поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности. Происходит пошаговое планирование работ по основе анализа ресурсов. Ученики работают над дополнительной литературой, анализируют и сравнивают материалы, делают соответствующие выводы.
Урок 4. Отличительные черты тенгрианства
Поработав над дополнительными источниками, учащиеся выявляют черты тенгрианства, отличающие его от других религиозных мировоззрений.
Урок 5. Обряды и моления Небу
Ученики, изучив дополнительную литературу, должны понять, что существовали обряды и моления Небу у народов Центральной Азии. Если Тенгри хотел наказать виновного, то поражал его стрелой, которую люди воспринимали как молнию. Богом этой молнии-стрелы был Нацигай - гонитель злых духов. При произнесении клятвы тюрки лизали наконечник стрелы в знак того, что призывали Тенгри быть свидетелем этой клятвы. Если молния попадала в человека, считалось, что он наказан за свои явные или тайные преступления самим Тенгри. Если молния попадала в дом и он сгорал, это также считалось очень плохим знаком. Такой дом или юрта оставались неприкосновенными до тех пор, пока время не уничтожит их. «На этом доме лежит гнев Тенгри», - говорили тюрки. Если молния поражала животное и оно погибало, то тюрки не ели это мясо, а сторонились трупа или убегали от него.

Урок 6. Монголы о Небе как высшем божестве
Ученики работают с дополнительной литературой по теме. Они читают в «Сокровенном сказании» монголов, что «Небо - это Великая Вселенная, громадная сила, которая влияет на изменения в мире, вследствие чего происходят необыкновенные события, становящиеся историей человечества». То есть изучают мировоззрение монголов о Небе.

Урок 7. Представления о небе у алтайцев
Ученики собирают дополнительную информацию по теме.

Урок 8. Понимание неба тувинцами
Ученики, поработав над материалом, должны понять, что для тувинцев небо является девятислойным:
1. «Кок дээр», при котором не бывает даже ветра.
2. «Ак-кок дээр», при нем не бывает дождей, может наступить даже засуха.
3. «Аяс дээр» - самое опасное время, потому что после затишья может полить сильный дождь, наступить холод или выпасть обильные снега.
4. «Сылдыстыг дээр» предвещает морозную зиму или засушливое лето.
5. «Кара дээр»: бывают такие времена, когда очень темное небо и не видно даже ярких звезд, это время считается опасным, так как зимой это объясняется тем, что ожидается обильный снегопад или мор, а летом - затяжной мелкий дождь или наводнение.
6. «Булуттуг дээр»: если небо с облаками, то наступит затишье и покой.
7. «Денгернин дээри»: при таком небе моления читают самые сильные шаманы.
8. «Азар Дээр»: это небо небожителей, которые иногда спускаются на землю.
9. «Ак дээр» находится на самом верху.

Урок 9. Создание продукта: презентация «Небо в представлениях народов ЦА».
Практический этап данного проекта включает в себя выполнение запланированных технологических операций - создание компьютерной презентации или сайта.

Урок 10. Защита проектов
Презентация групп проходит в компьютерном классе. Представители мини-групп по очереди раскрывают содержание своего творчества, рассказывают, как они раскрыли тему в форме компьютерной презентации или сайта.
После презентации групп происходит обсуждение, во время которого происходит анализ результатов данного проекта. Ученики оценивают результаты работы над проектом с точки зрения возможности использования приобретенных умений и способов деятельности.
В проект входит заполнение учениками следующей таблицы, предполагается интенсивная работа над дополнительными источниками.

​Идегел МОНГУШ, учитель истории, обществознания и права средней школы села Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва, победитель XVII Всероссийского конкурса «Сто друзей»