Тип урока: изучение нового материала.

Количество часов: 2.

Задачи урока

Образовательные:
1. Формирование представления у учащихся о возвышении великокняжеской власти, о появлении символов верховного правления и об изменениях в системе органов управления государством, Судебнике.
2. Формирование умений работать с дополнительной литературой и источниками информации.
3. Обогащение понятийного, словарного запаса учащихся. (См. табл 1.)

Развивающие: развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма - в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование УУД.

Воспитательные:
1. Воспитание интереса к предмету.
2. Воспитание ценностного отношения к изучаемым событиям.

Опережающее задание: разделение класса на группы для выполнения задания по сбору необходимого материала. Задание дается за одну неделю до предстоящей работы, группы получают задание от учителя.
Предварительные задания группам:
1-я группа. Объясните, кто такие казаки, когда они появились, чем занимались?
2-я группа. Каким образом увеличение численности войска повлияло на появление помещиков и поместий? Чем отличались вотчины от поместий?
3-я группа. Расскажите о создании единой военной организации - московском войске.

Оборудование урока:
1. Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М., Просвещение, 2001.
2. Компьютер, проектор, интерактивная доска.
3. Презентация к теме.

Приложение №1. Судебник 1497 года
Выдержки из документа
ЛЕТА 7006-ГО МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ И С БОЯРЫ О СУДЕ…

1. Судить судом бояром и околничим... А посулов (взяток) бояром, и околничим, и диаком от суда… не имати; також и всякому суду посула от суда не имати никому. А судом не мстить...

8. А ТАТБЕ (воровстве). А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство (преднамеренное убийство), или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет ведомой лихой, и боярину того велети казнити смертною казнью...

30. УКАЗ О ЕЗДУ. За езду от Москвы до Коломны полтина, до Каширы полтина, до Хотуни десять алтын, до Серпухова полтина, до Тарусы 20 алтын, до Алексина двадцать пять алтын, до Калуги рубль, до Ярославля полтина, до Вереи полтина, до Боровска полтина, до Вышгорода полтина, до Кременска 20 алтын, до Можайска полтина, а до Медыни 25 алтын, до Вязьмы полтора рубля, до Звенигорода 2 гривны, до Воротынска 40 алтын, до Одоева 40 алтын, до Козельска рубль с четвертию…

46. О ТОРГОВЦЕХ. А кто купит на торгу что новое, кроме лошади, а (товар будет некачественный) у кого купит, не зная его, а двум-трем добрым людям будет известно об этом и те люди добрые скажут по праву, что пред ними купил в торгу, то будет прав купивший новый товар.

57. О ХРИСТИАНСКОМ (крестьянском) ОТКАЗЕ. А крестьянам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, в два года поживет, да и пойдет прочь, и он платит три четверти двора…

Приложение 2. Отрывок из курса «Русской истории» В.О.Ключевского
«При восшествии Ивана Третьего на великокняжеский стол московская территория едва ли заключала в себе более 15 тысяч квадратных миль. Приобретения Ивана Третьего и его сына увеличили эту территорию по меньшей мере тысяч на 40 квадратных миль… Такова перемена, происшедшая в положении Московского княжества. Территориальное расширение само по себе - успех чисто внешний, географический; но оно оказало могущественное действие на политическое положение Московского княжества и его князя. Важно было не количество новых пространств. В Москве почувствовали, что завершается большое давнее дело, глубоко касающееся внутреннего строя земской жизни… Если вы представите себе новые границы Московского княжества, вы увидите, что это княжество вобрало в себя целую народность. Мы знаем, как в удельные века путем колонизации в Центральной и Северной Руси сложилось новое племя в составе русского населения, образовалась новая народность - великорусская. Но… эта народность оставалась лишь фактом этнографическим, без политического значения. Теперь вся эта народность соединяется под одной государственной властью, вся покрывается одной политической формой. Это сообщает новый характер Московскому княжеству. До сих пор оно было одним из нескольких великих княжеств Северной Руси; теперь оно остается здесь единственным и потому становится национальным; его границы совпадают с пределами великорусской народности…
Вследствие этого, во-первых, изменилось внешнее положение Московского княжества. До сих пор оно почти со всех сторон было прикрыто от внешних врагов другими русскими же княжествами или землями вольных городских общин; с севера - княжеством Тверским, с северо-востока и востока - Ярославским, Ростовским и Нижегородским, а с юга - Рязанским и мелкими княжествами по верхней Оке, с запада - Смоленским, с северо-запада - землями Новгорода и Пскова. Все эти внешние прикрытия исчезают, и Московское княжество становится глаз на глаз с иноземными государствами, не принадлежавшими к семье русских княжеств. В связи с этой переменой во внешнем положении княжества изменилась и внешняя политика московских князей. Теперь, действуя на более широкой сцене, они усваивают себе новые задачи, какие не стояли перед московскими князьями удельных веков. До сих пор внешние отношения московских князей ограничивались тесным кругом своей же братии, других русских князей, великих и удельных, да татарами. С Ивана Третьего московская политика выходит на более широкую дорогу…»

Использованная литература:
1. Ермолаенко М.В. Здоровьесберегающие технологии на уроке истории.
2. Марминова Т.И. В игре детей есть часто смысл глубокий. Научно-методический журнал «История. Все для учителя», 2 февраля 2014 г.
3. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М., «Вако». 2013 г.
4. Шлокин О. Экология слова. «Учительская газета», №27 от 8 июля 2014 г.

Эпиграф урока: «Наконец мы дожили до самого знаменитого из старинных государей наших - до великого князя Иоанна Третьего. Он освободил нас от власти татар. Он возвратил Отечеству нашему прежнюю славу его. Наконец он воплотил великую мысль об объединении всех областей под властью одного государя». (А.О.Ишимова)

​Идегел МОНГУШ, учитель истории, обществознания и права средней школы села Бай-Хаак Тандинского района Республики Тыва, победитель XVII Всероссийского конкурса «Сто друзей»