Для кого-то новый подход к урокам, деятельности учеников вовсе и не новый. А кому-то это дается сложно. Существует распространенный стереотип: групповая работа на уроке позволяет решить все задачи сразу. Дети учатся самостоятельно, сами составляют план работы, сами делают выводы, достаточно разбить их на группы, и урок сразу станет «фгосовским». Материалы, присланные на конкурс «Сто друзей», подтверждают существование такого подхода к урокам. Радует, что таких разработок прислано мало.
Настоящим открытием и отличным приобретением конкурса стала, на мой взгляд, разработка учителя истории и обществознания и права средней школы села Бай-Хаак Тандинского района Республики Тыва Идегел Сарыг-ооловны Монгуш «Московское государство в конце XV - начале XVI веков». Интересный материал урока, насыщенность разнообразными активными методами и приемами позволяет учащимся работать в очень высоком темпе. Опережающее задание погружает в изучаемую тему еще на подготовительном этапе.
Работа учителя истории и обществознания средней школы №600 с углубленным изучением английского языка города Санкт-Петербурга Ольги Владимировны Князевой, урок обществознания «Что такое человечность?», заслуживает отдельных слов благодарности. Есть сценарий, дополнительные материалы, наглядность (презентация), видеоматериал. Применяемые методы разнообразны, соответствуют возрастным особенностям, поставленным целям и способствуют их достижению. Урок имеет достаточно высокую методическую ценность. Многие приемы может использовать на любом уроке любой учитель. Особенно удалось Ольге Владимировне эссе «Мой путь в профессию», представленное в произвольной части конкурса.
Очень здорово, что «Учительская газета» помогает школьным учителям найти ориентиры в сложном «фгосовском плавании», предлагая настоящим профессионалам (а именно такие педагоги участвуют в конкурсе) взять на себя разработку наиболее спорных и трудных тем школьного курса истории и обществознания.

​Светлана СПИЦИНА, учитель истории средней школы №81 города Воронежа,  победитель ПНП «Образование» 2006 года, победитель конкурса «Учитель года Воронежской области-2013», почетный работник общего образования