Действительно, анализ результатов ЕГЭ прошлых лет показывает, что есть целая когорта выпускников, которые не просто не могут решить задачи на взятие производной или вычисление сложного объема, но остановились в своем «математическом развитии» на уровне 4-6-го класса. Обязанность школы состоит в том, чтобы и эти ученики овладели основами математической грамотности. Но тогда с ними нужно проходить не абстрактную программу 10-11-го класса, а реально необходимую им для будущей жизни с учетом их достижений и пробелов.
Есть также и большое количество очень способных и успешных выпускников-гуманитариев, которые никак не связывают свои планы на поступление в вузы с математикой. И возможность сдавать базовый ЕГЭ (дающий право на поступление в вуз) - это возможность сконцентрироваться на реальных учебных приоритетах. Плюс возможность не чувствовать свою ущербность, не придется вступать в никому не нужное соревнование с одноклассниками-математиками. Плюс возможность все же изучать математику без висящего над головой дамоклова меча оценки.
И наконец, есть третья категория учащихся, ориентированных на профильную математику. Они должны уточнить требования к своей подготовке и однозначно настроиться на экзамен повышенного уровня. И их работа должна быть перестроена соответствующим образом.
Важно, чтобы школа сумела выстроить образовательный процесс таким образом (а крупная школа может это сделать), чтобы дети этих трех условных категорий сумели удовлетворить свои запросы и получить в школе необходимое.
Конечно, разделение экзамена по математике ставит ряд организационных вопросов. Это и более сложное экзаменационное расписание (учитывающее возможность как минимум в ближайшие годы выбрать и базовую, и профильную форму), и решения по оцениванию базового ЕГЭ, и уже упомянутые вопросы реорганизации образовательного процесса на уровне самой школы, и многое другое. Но если мы не упускаем из виду главную цель - повышение качества математического образования и честный взгляд на ситуацию,  то эти организационные сложности представляются вполне приемлемой платой за ожидаемый результат.

​Михаил СЛУЧ, председатель Ассоциации учителей математики города Москвы, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2010»