То есть 300 уроков (за два года) математики ушли впустую. Это очень плохой результат, но это так. Причин тут множество, одна из них та, что такой же процент школьников оканчивают 9-й класс, очень слабо усвоив программу основной школы. Очевидно, что они не могут учиться дальше по стандартной (даже базовой) программе 10-11-го класса. Учить их логарифмическим неравенствам и производной сложной функции бесполезно и унизительно и для них, и для учителя. Что делать? Разумеется, лучше потратить часть из этих 300 часов на усвоение того, что такое проценты, развить навыки счета, округления, прикидок порядка величин, простейших логических операций и т. п. Если говорить о математической грамотности,  то это более важные вещи. Но в этом случае и выпускной экзамен должен содержать достаточное число задач, проверяющих эти базовые умения. Я уверен, что вариант базового экзамена сможет сдать не на «2» любой взрослый мало-мальски грамотный человек, может быть, потратив 2-3 дня на восстановление в памяти некоторых понятий и на тренировку. Есть ли опасность, что такой, как многие считают, «неприлично легкий» экзамен только ухудшит ситуацию с математическим образованием в стране? «Все расслабятся и вообще ничего делать не будут». По моему опыту, страх не сдать экзамен - очень слабая мотивация для тех, кто и так не прикладывает усилий в учебе. Одна из главных проблем работы учителя в разноуровневом классе была и остается такой: как загрузить тех, кто хочет и может учиться, пока ты тянешь на себе самых слабых. Можно надеяться, что достаточно легкий базовый экзамен освободит силы и время учителя, необходимые для того, чтобы уделять достаточно времени более сильным ученикам. Правда, эти надежды будут оправданны, если учитель - настоящий профессионал и он любит заниматься с сильными учениками. При непрофессиональном учителе никакой формат экзамена не гарантирует того, что уровень образования не будет падать.  
Скорее всего формат профильного экзамена с 2016 года тоже изменится. Задач с кратким ответом станет гораздо меньше, экзамен приблизится к привычному виду вступительных экзаменов, возможно, станет несколько сложнее. Всем выпускникам, которые хотят продолжать обучение на специальностях, где требуется математика, придется достаточно серьезно заниматься в школе. Можно надеяться, что эти 30-40 процентов учеников будут положительно влиять на уровень математического образования в целом.

​Дмитрий ШНОЛЬ, учитель математики школы-интерната «Интеллектуал», методист Центра педагогического мастерства