Однако в отличие от русского языка знание математики на профильном уровне необходимо для овладения многими специальностями (прежде всего, конечно, научно-техническими, инженерными и т. п.).
Таким образом, разделение экзамена на базовый и профильный разрешает противоречие между необходимостью спросить с абитуриента математику на профильном уровне для поступления на специальности, требующие применения математики, и необходимостью выдать большинству выпускников аттестат о среднем образовании при сохранении обязательного экзамена по математике.
С одной стороны, сохраняется обязательный экзамен по математике для всех выпускников, с другой стороны, имеем возможность «очистить» экзамен для тех, кому математика нужна в вузе, от легких заданий, необходимых для того, чтобы большая часть выпускников получила аттестат.
Указанное противоречие возникло из-за достаточно низкого уровня математической подготовки во многих школах. Не буду приводить здесь примеры вопиющей математической безграмотности выпускников, отмечу лишь, что обучать высокой науке тех, кто не овладел таблицей умножения, не только бессмысленно, но и безнравственно, поскольку такая деятельность показывает пример вознаграждаемого бессмысленного времяпровождения. Безусловно, разделение ЕГЭ на базовый и профильный не решает эту проблему, но дает шанс сосредоточиться на получении минимально необходимого для функционирования в современном обществе уровня математической подготовки теми из выпускников, кто не сумел овладеть этим уровнем ранее.
Конечно, для нашего лицея эта проблема актуальной не является при среднем балле ЕГЭ по математике за 80 и ориентации выпускников лицея на продолжении образования в области естественных наук и информационных технологий.
Таким образом, разделение экзамена на базовый и профильный - это паллиативная мера, симптоматическое лечение болезни неудовлетворительной математической подготовки на ступени основного общего образования.

​Максим ПРАТУСЕВИЧ, директор Президентского физико-математического лицея №239, Санкт-Петербург