Я принимала участие в разработке задач для базового ЕГЭ. Для меня разделение этого экзамена логично и оправданно. Я действительно не понимаю, зачем полгода учить тригонометрии детей, которые не планируют в будущем заниматься математикой профессионально. Математика им нужна в повседневной жизни. Исходя из этого мы с коллегами и формировали варианты базового ЕГЭ. 18 из 20 задач - абсолютно житейские или учебные. А две последние решит скорее даже не тот, кто что-то знает сверх программы, а тот, кто готов нестандартно думать. Так что ни одной задачи, уносящей ребят далеко за программный уровень, в базовом ЕГЭ нет.
Итоги апробации базового экзамена в моем классе очень разнообразные. Дети из маткласса тоже захотели принять в нем участие, считая, что для них это несерьезное испытание. Но маленькие ошибочки допустили и некоторые из них. Так что и для ребят из математических классов пробный экзамен был полезным опытом. Поэтому до апреля мы обязательно устроим еще несколько таких тренировок.
Коллегам же могу посоветовать такой вариант подготовки. В идеале, особенно в больших школах-комплексах, параллель из нескольких классов надо разделить на группы. Причем заранее обозначить перспективы роста: натренировался на базу, можешь перейти на профиль. Или наоборот, выбрал профиль, понял, что тяжело, перешел на базовый уровень.
Лично я с детьми, которые имеют очень разный уровень знаний по математике, потому что одни, например, собираются на матфак, а другие - на филфак, работаю так: раз в неделю устраиваю урок, для которого готовлю и распечатываю материалы разной сложности - для одних и других. Хожу по классу, подсаживаюсь, обсуждаю, объясняю, работаю индивидуально. Думаю, что учителя, у которых нет возможности для таких занятий, в принципе могут рассчитывать, что дети сдадут базовый уровень и без специальных усилий. Главное - качественно освоить с ними программу. И конечно, нужно устроить несколько пробных экзаменов. Если ребенок учится на «4» и даже на «3», экзамен он должен написать. 9 задач ни у кого из обычного класса в нашей школе затруднений не вызвали. А зачет и проходной минимум - это 7 задач. Другое дело, получать низкую оценку за базовый экзамен - совсем, как это говорят, не камильфо. При желании и нормальной учебе любой ребенок способен достойно сдать этот экзамен.
Кстати, впервые во время ЕГЭ у каждого на столе будет справочный материал к базовому экзамену по математике. Там и таблица квадратов целых чисел, и формулы сокращенного умножения, и свойства степени с целым показателем, и линейная функция, и корни квадратного уравнения, ну просто все, что может понадобиться. И это нормально! Так устроена жизнь. Вот, к примеру, когда уже взрослый человек один на один оказывается со своей бизнес-задачей, он сидит перед компьютером и многое может взять из Интернета. Другой вопрос: что с этим делать? Поэтому даже такой подробный справочный материал на базовом ЕГЭ поможет только тем, кто знает, как им воспользоваться. Я думаю, что и калькулятор давно пора разрешить. Не его наличие дает представление о качестве знаний выпускника.
Еще я надеюсь, что сдавать ЕГЭ можно будет несколько раз подряд, по типу IELTS, например. Сейчас пока можно сдать базовый и, если есть желание, идти на профильный. Только записаться нужно на два экзамена. В апреле на базовый, в июне на профильный. Еще в этом учебном году те, кто получит двойку за профильный, смогут пересдать его с помощью базового экзамена. Это, конечно, уже большой прогресс. Раньше вообще была только одна возможность сдачи в июне. И все-таки жаль, что нельзя сдавать экзамен одного вида два раза подряд, улучшая свои результаты. Еще хотелось бы, чтобы гуманитарии при желании могли сдать ЕГЭ по математике по окончании 10-го класса, а в 11-м уже максимально сосредоточиться на предметах, которые им потребуются для поступления в выбранный вуз. Возможно, и эти мечты со временем станут реальностью.

​Наталия СОПРУНОВА, учитель математики центра образования №57, Москва