- Когда человек приступает к новому делу, он определяет для себя мотив. Что было для вас движущей силой вступления в профсоюз?
- Я вступила в профсоюз, когда пришла работать в Чесменскую школу. В ней была очень сильная первичная организация, которая занималась подготовкой и проведением мероприятий, и соответственно в этом деле должны были участвовать все.
Районный комитет профсоюза возглавлял Федор Жирнов, на время которого пришлись забастовки, задолженности по зарплате, и он активно участвовал в борьбе за соблюдение прав педагогов: организовывал митинги, встречи с органами власти и так далее. А когда жизнь школы вошла в нормальное русло, на мой взгляд, ему стало скучно выполнять ту скрупулезную работу, которой занимаются профсоюзы, и он ушел. Четыре месяца районная организация была «бесхозной», из нее начали выходить - это сильно беспокоило и начальника управления образования, и председателя обкома профсоюза Юрия Конникова. Они обсуждали проблему и пришли к выводу, что нужно искать претендента среди педагогов района. Остановились на моей кандидатуре, за которую и проголосовали на конференции.
В тот момент мне хотелось возродить идею, способную объединить педагогов. Это и спортивные мероприятия, и смотры самодеятельности, где учителя могут раскрыть свои таланты, и создание системы оздоровления, которой в тот момент не было. И во время подписания первого соглашения с районной администрацией мы нашли общий язык, и в конечном счете глава района Александр Серков дал добро, стал выделять нам на условиях софинансирования по 100 тысяч рублей, которые мы направляли на оздоровление.
Вместе с тем передо мной стояла задача провести разъяснительную работу среди учителей, объяснить, зачем им нужен профсоюз, для чего в него вступать. И если в 2007 году у нас в районе было 350 членов профсоюза - примерно треть от общего числа работников образования, то на сегодняшний день это 860 человек, то есть почти 96%. И эти люди уверены в том, что профсоюз им обязательно поможет.
Проблем в школе, детском саду достаточно: и с нормативными документами, и во взаимоотношениях между администрацией и педагогами. Я считаю, что профсоюз должен использовать все методы, способы поддержания социального партнерства и комфортной обстановки в коллективе, потому что если будет «война», то от нее никто не выиграет.
По собственному опыту знаю, что если в коллективе происходит конфликт и ко мне за помощью обращается председатель первички, в тот же день со мной поговорит и директор (тоже член профсоюза), который изложит свою точку зрения на проблему. И мне нельзя вставать на ту или иную сторону, потому что есть закон и здравый смысл, и в конечном счете нужно найти ту точку соприкосновения, чтобы интересы коллектива, учреждения не пострадали.
Помимо защиты прав и интересов у профсоюза есть важная задача оздоровления педагогов. Мы благодаря областной организации Общероссийского Профсоюза образования и Федерации профсоюзов Челябинской области добились значительного удешевления путевок. Так, например, один день пребывания в санатории «Жемчужина Урала», включая проживание, питание, лечение и посещение бассейна, стоит для члена профсоюза всего 1300 рублей. Кроме того, у нас есть районное положение о выделении материальной помощи в размере 2000 рублей на оздоровление. В конечном счете за 10 дней пребывания в санатории педагог платит всего 11 тысяч рублей.
Ежегодно мы формируем группы педагогов для отдыха на юге России. Понимая, что сразу отдать за путевку, например, 22 тысячи рублей бывает сложно, мы заранее формируем группы, и учителя уже с апреля рассчитываются за поездку, выплачивая ежемесячно примерно по 5000 рублей, что не так накладно для семейного бюджета.
Не забываем и про учительских детей - мы приняли решение выделять на их оздоровление по 500 рублей, и, кроме того, они у нас, по сути, вне очереди получают путевки в районный оздоровительный лагерь «Звездный». Может быть, для учителей это не столь важно, но для технического персонала с маленькой заработной платой это серьезное подспорье.
- Вы упомянули, что директор школы тоже является членом профсоюза - объединения, призванного защищать интересы работников, в том числе от действий администрации. Где, на ваш взгляд, грань между тем, что директор, с одной стороны, - лицо при исполнении, а с другой - такой же работник, как и все остальные?
- Я однозначно уверена в том, что руководители должны быть вместе с педагогами в профсоюзе, чтобы понимать, чем живет, дышит профсоюз. Подтверждение таких отношений - первичка в областном Министерстве образования и науки и обком профсоюза, которые вникают и понимают работу друг друга.
В последнее время руководителям приходится очень сложно. Перед ними поставлена неоднозначная задача - провести оптимизацию: сократить штаты, зарплаты и так далее. И профсоюз, опираясь на закон, предупреждает о возможных нарушениях, последствиях и управление образования, и директоров школ, и учителей. Может, кому-то такая политика не нравится, но ничего противозаконного в ней нет.
Говоря о качестве образования, мы все - управление образования, администрация школ, профсоюз - понимаем, что в его основе - мир и комфорт в педагогических коллективах. Педагог должен идти на работу с радостью, ощущением того, что его ждут, уважают, понимают и поддерживают дети, родители, коллеги, администрация. В противном случае начинается эскалация проблем, и все разговоры, мысли уже далеки от ФГОС или методик - они полностью посвящены тому, что хотят отобрать у учителя.
- А есть ли способ прекратить эти «меркантильные» разговоры? Может быть, «раздать всем сестрам по серьгам»?
- Чтобы в среде педагогов прекратить разговоры о правильности распределения заработной платы, необходимо действовать в рамках закона и максимально прозрачно. В каждой школе есть положения об оплате труда, стимулирующих выплатах и рабочих группах, ответственных за их распределение. И важно, чтобы эта система начала работать, потому что педагоги прекрасно понимают, что зарплата уже не будет одинаковой, что для ее роста надо работать на результат.
Порой руководитель, чувствуя себя полноправным хозяином, сам распределяет стимулирующие, пытаясь манипулировать людьми: если сотрудник подчиняется, он получает все, если нет, каким бы он ни был талантливым учителем, возникают конфликты. Хорошо, что такие случаи единичны и большинство руководителей уже пришли к мнению, что заниматься распределением должна рабочая группа, у которой есть на то полномочия. Начальник управления образования Ольга Литвиненко также настаивает на том, что эту долю ответственности с директоров и заведующих надо снимать, оставив за ними только право утверждения.
- На ваш взгляд, как повлияло увеличение заработной платы на имидж сельского учителя?
- С одной стороны, учителя благодарны, что государство обратило на них внимание, что они помимо высокой заработной платы обладают льготами, которых нет у педагогов, работающих в городах. Конечно, в городе зарплата выше, но если суммировать все преимущества, то достаток городского и сельского учителя примерно одинаков.
С другой стороны, педагоги чувствуют себя неловко перед соседями, потому что на селе ситуация сложная. Например, в Чесменском районе есть поселки, где зарплату работникам задерживают по нескольку месяцев.
Труд сельского труженика очень тяжелый, это работа с раннего утра и до самого вечера, и в лучшем случае он получает 10 тысяч рублей - примерно половину того, что получает педагог. Как мне призналась одна учительница из села, в котором практически нет работы, ей стыдно ходить по улицам, потому что она единственная, у кого есть работа, где своевременно платят зарплату, а остальным приходится выживать за счет подсобного хозяйства или искать работу вахтовым методом.
Ситуация сложная не только в нашем районе - по всей России. И надо сказать, когда на импортную сельхозпродукцию ввели санкции, деревня воспрянула, у людей появилась надежда, что их труд станет востребованным.
Конечно, есть и те, кто действительно радуется за учителя, кто помнит, что учитель долго работал за копейки и выдержал, кто рад, что государство оценило педагога за то, что он работает с детьми, дает им знания, готовит к дальнейшей жизни. Тем более что результат повышения зарплаты очевиден: 90% выпускников Чесменского района смогли поступить в вузы.
- К работе учителя стали относиться требовательнее?
- Однозначно - да. Но педагог сетует на другое - ему хочется больше работать с детьми, а приходится - с документами. Бумажная волокита настолько выросла, что приходится работать дома до 2-3 часов ночи. А с утра надо приходить в школу веселым, свежим, интересным детям.
Сейчас есть новая тенденция - предметники отказываются брать классное руководство, потому что за него платят мизер - всего тысячу рублей, а времени и сил уходит немало. Приходится готовиться и вести родительские собрания, классные часы, внеклассные мероприятия, следить за успеваемостью и поведением учеников. Одним словом, это ярмо, которое никто взваливать не себя не хочет, и в законе нет четкого указания на эту обязанность. А значит, может возникнуть ситуация, когда класс останется без руководителя. И здесь, я считаю, нужно изменять положение об оплате труда и включать в него все мероприятия воспитательной работы, за проведение которых педагог сможет получить доплату, и может быть, тогда у педагогов появится мотив, интерес стать классным руководителем. К слову, надо отметить, что в Чесменском районе мы уже пересматриваем положения об оплате труда, чтобы труд классного руководителя оценивался по достоинству.
- Но только ли рублем можно заинтересовать педагога?
- Конечно, нет. Еще есть и общественное признание, и отраслевые награды.
Если говорить о председателях первичек, то я долгое время добивалась, чтобы им оплачивали работу, потому что это очень серьезная нагрузка: на них весь негатив, все мероприятия, все именинники и юбиляры… И мы добились, чтобы в положения внесли стимулирующие выплаты в размере от 8 до 15% - в зависимости от того, как работает та или иная первичка.
Одно время мы практиковали прибавление пяти дней к отпуску, но эта мера оказалась малоэффективной, потому что председателей первичек постоянно вызывают то на мероприятия, то на приемку школ, то еще куда-нибудь.
Мы ведем учет всех наград председателей первичек: кто что получил и кого надо представить к той или иной награде. Потому что признание государства для человека тоже стимул, который, может быть, и не дает материальных благ, но говорит о том, что его труд не проходит даром.
Сильно влияют и взаимоотношения с директором или завучем. Если педагог уважает своего руководителя и чувствует такое же отношение к себе, то он готов ко многому. Но если учителя принуждать, манипулировать им, то администрация может получить обратный эффект.
Ну и, конечно же, конкурсы профессионального мастерства, которые дают многое для профессионального роста. Чтобы подготовиться к такому испытанию, надо изучить, обобщить опыт, найти свои сильные и слабые стороны, выдержать само испытание.
Как мне призналась учитель года-2012 Челябинской области Ольга Цыганова, по уровню полученных эмоций участие в конкурсе сродни рождению детей. Испытание заряжает драйвом, новой энергией, толкающей к развитию, вот и Ольга Николаевна уже после конкурса открыла свою студию по обучению английскому языку, где она трудится после работы в школе. И вполне вероятно, что если бы не победа в конкурсе, она бы не решилась на этот шаг.

По материалам газеты «Вектор образования»,
приложение «Наш профсоюз»