Поддерживая рабочую, а вместе с тем непринужденную атмосферу форума, заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена КОУЗОВА предложила начать диалог с обсуждения фигуры, установленной на сцене саткинской школы №40, где проходила рабочая часть слета.
- Как вы думаете, кто это? - обратилась к собравшимся модератор разговора.
- Учитель! - без всякого намека на сомнение отреагировал зал.
- Более того, ее поза - руки «колесом», зафиксированные на талии, - явно говорит о доминировании, - вскрыл суть манекена завкафедрой гуманитарного образования Регионального института развития образования ЯНАО Сергей ТИХОНОВ. - Именно в такой позе в сказке всегда изображают бабу, сварливую хозяйку положения.
После этого объяснения, казалось, стена недоверия между сидящими на сцене VIP-гостями и педагогами в зале была сломлена. Со всех сторон посыпались версии о значении фигуры и ее деталей, важнейшей из которых оказалась так называемая шишка, призванная изобразить пучок волос на голове учительницы. «Это шишка ума», «связь с космосом», «нет, с министерством!», «наношишка»… Предположения еще бы долго веселили собравшихся, но модератор Елена Коузова вернула всех к главной теме и попросила гостей объяснить, что же все-таки это такое - «образование».
- Елена Александровна, вы меня в тупик ставите! - почти с отчаянием отозвался министр образования Челябинской области Александр КУЗНЕЦОВ.
- Образование - это тупик! - резюмировала Елена Коузова.
Другие гости были более традиционны в высказываниях: вице-премьер Ирина ГЕХТ призналась, что для нее образование - «это жизнь», для заместителя президента Российской академии образования Виктора БАСЮКА это «любимая работа», для главы Саткинского района Александра ГЛАЗКОВА - «образованные люди вокруг». «Для меня это все: и радость, и счастье, и эта шишка с проблемами», - заключил председатель обкома профсоюза Юрий КОННИКОВ.
Доцент АПК и ППРО Елена ПАХОМОВА считает, что «образование - это создание образов». Ее поддержал зал, высказав мнение, что «образование должно помочь человеку создать свой человеческий образ».
После обсуждения образования с точки зрения философии и экономики зрителям была предложена самая ответственная часть «Разговора без галстуков» - право задавать вопросы, которым никто воспользоваться не пожелал. Вероятно, стена недоверия была разрушена частично. Выручил своих коллег Александр МАШУКОВ, пойдя в контратаку на гостей: «А какие вопросы есть у вас к образованию?»
«Я все еще в тупике», - вновь «растерялся» Александр Кузнецов, пояснив в дальнейшем, что система образования - это социальный лифт не только для человека, но и для общества в целом, и рывки вперед происходят там, где образование не просто социальная услуга, а инструмент развития, которым надо правильно воспользоваться.
Размышления министра поддержали те, кто относится к системе государственного управления, высказав свои суждения о том, какими бы они хотели видеть и школу, и ее взаимоотношения с обществом. Но у других гостей были свои вопросы к учителю.
«У меня есть всего один вопрос, он касается системы повышения квалификации. На мой взгляд, это достаточно уязвимая структура, потому что не везде есть концепция ее существования и развития, - высказалась Елена Пахомова. - Веер возможностей повышения квалификации большой, у педагога как будто есть право поехать туда, где он хотел бы поучиться, и получить то, что ему жизненно необходимо. А есть ли у него такая реальная возможность?» - закончила свой, пожалуй, риторический вопрос представитель АПК и ППРО под одобрительный гул зала.
Лидер обкома профсоюза Юрий КОННИКОВ поинтересовался, стали педагоги лучше работать после повышения зарплаты или нет. Как выяснилось в ходе мини-опроса, большинство учителей считают, что зарплата - далеко не главная причина повышения качества. Однако и у меньшинства были свои претензии.
«Настанет ли то время, когда мы за 18 часов будем получать столько же, сколько сейчас получаем за 1,5-2 ставки?» - спросила учитель года-2014 Анна СТЕЛЬМАХОВИЧ под одобрительные возгласы большинства, которое пыталось докричаться до сидящих на сцене и объяснить, что нормы учительской нагрузки появились не случайно, что это оптимальное время, данное на качественную подготовку и проведение уроков.
«А будем ли мы получать хорошую заработную плату за хороший результат, а не за 18 часов? А почему вы считаете, что деятельность учителя - это 18 часов? - взбудоражил зал своим вопросом Александр Кузнецов. - Не за горами 2020 год - точка, после которой страна перейдет на ФГОС второго поколения, которые предполагают обучение только в одну смену, и вторая смена будет неакадемической, часов будет мало, но работы меньше не станет».
Но зал продолжал настаивать на своем, решив зайти с другой стороны. Коснулись высокой нагрузки учителей математики, которых не хватает, и проблемы старения педагогического корпуса. Несмотря на перспективу снижения нагрузки через несколько лет, учителя уверены в том, что все будет с точностью до наоборот: «Математикам придется вести не по 36, а по 56 часов». И, услышав в ответ, что, создавая преференции в виде заработной платы, иных условий, математиков привлечь можно, те же математики задали еще один вполне ожидаемый вопрос: «Почему в школах нет молодых специалистов?»
«Я, когда был министром образования Иркутской области, часто собирал молодых специалистов и задавал им тот же вопрос. Ждал разных ответов: маленькая зарплата, отсутствие жилья и так далее, а услышал совершенно неожиданный ответ, - поделился Виктор БАСЮК. - Реальная история молодой учительницы, которая пришла в школу, а директор ей заявила: «Да, нам нужны учителя, потому что Марь Ванна одна не справляется, ей 65 лет - мы вам рады. Но хочу предупредить: поскольку она пожилая, у нее хозяйство и к первым урокам она приходить не может, вы будете вести 1‑й, 2‑й, 5‑й уроки в первой смене и 3‑й, 4‑й уроки - во второй». Как вы думаете, молодой специалист осталась работать в школе? А потом, у стажистов очень серьезная ревность, потому что надо делиться часами с молодыми специалистами, заведованием кабинетами и так далее, то есть тем, что увеличивает зарплату».
Выслушав мнение стажистов-управленцев о том, что для привлечения молодежи надо учесть слишком много социальных факторов, новое поколение парировало устами молодого специалиста, учителя физики аргаяшской школы №1 Ольги ГОМИЗЯКОВОЙ:
- А вы нам доверяете?
- Вопрос про доверие надо задавать родителям! Речь должна идти о качестве образования, которое, к сожалению, на сегодняшний момент оставляет желать лучшего, - ответил Александр КУЗНЕЦОВ.
На этом непростом моменте выяснения отношений, по предложению модератора, был поставлен самый «важный знак препинания в образовании - многоточие». «Разговор без галстуков» был продолжен на КВН, где все острые темы прозвучали в новом контексте.

По материалам газеты «Вектор образования», приложение «Наш профсоюз»