Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:
- Департамент образования благодарен всем нашим коллегам, принявшим участие в конференции, состоявшейся в МИРО и МГИМО. Для нас были ценны все выступления профессионалов. Я уверен, что все документы конференции помогут сделать реальную жизнь наших детей, системы образования, города, страны по-настоящему безопасной. Очень важно, чтобы материалы конференции стали в самом деле рабочими для системы образования Москвы, потому что мы не имеем права не воспользоваться такой помощью.

Тема конференции «Безопасность образовательной среды: противодействие идеологии терроризма и экстремизма» лишний раз подчеркивает остроту современного этапа развития российского общества, в котором, впрочем, как и в любом другом, много общественных противоречий.

Школьники - именно та часть населения, которая не всегда может правильно оценить те или иные общественные явления, они очень уязвимая категория, потому что они еще маленькие, потому что у них еще нет опыта. Школа, как всегда, и тут призвана сыграть свою ключевую роль. От школы общество всегда многого ожидает, ожидание имеет реальную основу.
Как сформировать безопасную образовательную среду? Только системным подходом к организации воспитательной работы в школах. Образование и воспитание неразрывны, по мнению Монтеня, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребенка не специалиста - священника, юриста или доктора, но прежде всего личность с развитым умом, твердой волей и благородным характером, человека, который умел бы наслаждаться жизнью, стойко переносить выпадающие на его долю несчастья.
Сегодня можно уже отметить серьезные неоспоримые достижения по обеспечению безопасности в системе образования Москвы. Это системы телевизионного наблюдения, система контроля и управления доступом в учреждение, автоматические ворота, шлагбаумы, и тревожные кнопки, и громкоговорящая связь, все это шаги государственной власти, общественности, администрации образовательных организаций. Школьники не должны знать о том, какие механизмы частно-государственного партнерства используют при организации безопасности их школы, сколько на это потрачено средств, они просто должны учиться в безопасной школе.
Но только повышения качества физической охраны и безопасности недостаточно. Необходимо заниматься формированием навыков культурной и безопасной жизнедеятельности школьников. Да еще и ненавязчиво, нескучно, занимательно и современно, используя новые подходы. Вот этим педагогический коллектив лицея №1547 и занимается.
Одно из главных умений - это умение договариваться. Дискуссионный клуб, дебаты по самым различным и очень взрослым темам дают участникам жизненно важные навыки. «Сравнение ювенальной юстиции и действующей системы родительских прав на территории РФ», «Конфликтные ситуации в жизни школьника», «Основные молодежные субкультуры и их характерные особенности», «Особенности формирования межэтнических и межнациональных отношений среди подростков», «Организация мобильной правовой помощи», «Карманные деньги», «Личный финансовый план», «Экологическая безопасность метро», «Экологическая безопасность продуктов», «Как не попасть в лапы к мошенникам» - это лишь нескольких тем проектов, выполненных школьниками. Согласитесь, общелицейский проект «Перепись населения», который проходит раз в два года, и есть создание условий для межнационального диалога. Наша Москва многолика, это город 170 народностей, а у нас в лицее 22 национальности: и русские, и белорусы, и грузины, турки, украинцы, армяне и буряты, и не важно, что некоторые составляют лишь 0,43%, в лицее важен каждый. Мы все разные, но мы вместе, и нам хорошо.
Можно назидательно говорить: «Переходи дорогу в положенном месте», а можно изучить вопросы детской безопасности и провести телемост «Москва - Финляндия», главной темой которого стало обеспечение детской безопасности на дорогах. Партнером с финской стороны выступила гимназия города Лайтила (Финляндия). В ходе беседы мы обсуждали проблемы эффективности методов предотвращения детского травматизма в России и за рубежом, в частности, использование светоотражателей, а также причастность образовательных учреждений к этим проблемам и способы их решения. Результат: куплены светоотражатели младшим лицеистам, они учатся заботиться о себе.
Заметив, что количество ребят, которые приезжают в лицей на велосипедах, увеличилось, совместно с МГДЮЦ «Юный автомобилист» мы провели автофест «Жизни - главную дорогу», чтобы повысить мотивацию подростков к безопасному поведению на дороге, стимулировать интерес к изучению ПДД еще до покупки велосипедов. Мы провели это не только для своих учащихся, но и для всех желающих марьинских школьников.
Гражданско-патриотическое воспитание - эффективное средство профилактики негативных проявлений, в этом направлении надо быть убедительными, ведь подростки - недоверчивый народ, они могут не поверить, поэтому надо найти такого человека, которому поверят. В психологии есть термин - «значимый». Вот мы и приглашаем в гости к лицеистам таких «значимых». Они поверили Герою России Вячеславу Бочарову (это он спасал детишек в Беслане), Юрию Назарову, у которого фильмография - 230 фильмов (как он им читал Василия Теркина!), протоиерею Артемию Владимирову с его публичной речью о способах обретения собственного стиля.
Чужого горя не бывает, сбор посылок пострадавшим на Дальнем Востоке или в Крымске, волонтерская работа - это тоже про безопасность. Создание социальных роликов под руководством заведующей лабораторией медиаобразования лицея Елены Пухомелиной - это тоже про безопасность.
Я считаю, что говорить с ребятами назидательным языком вообще не нужно, если только это не определенные темы в курсе обществознания, просто необходимо формировать навыки безопасной и культурной жизнедеятельности интересными для них методами.
Я всегда опасаюсь кампаний. Ну как реагировать на очередную телефонограмму об отчете: «Сколько разработано курсов по формированию антикоррупционного мировоззрения у школьников 5-11-х классов и участия в массовых мероприятиях по этой тематике?» Вообще не представляю, что о противодействии экстремизму и терроризму можно говорить не в контексте, а отдельным предметом и час в неделю (где-то это внедрили), и не специалисту, владеющему методикой, можно вести занятия.
Ответ на вопрос, заданный мальчику, на чьей он стороне в компьютерной игре, заставил ужаснуться мою знакомую: «Конечно, я на стороне террориста. У него жизней больше и оружие мощней». Вот и еще одна нерешенная проблема - контроль за содержанием детских компьютерных игр. Интересно, знают ли родители, во что играют их дети? И где соответствующие государственные структуры?
Проблемы комплексной безопасности образовательных организаций - задача со многими параметрами. Вопросов до сих пор много. Сможет ли один охранник физически обеспечить качественное выполнение поставленных для него задач? Территория образовательной организации до 21.00 полностью открыта для прохода населения, что снижает уровень безопасности, но доступ на территорию - это решение вышестоящих организаций. Как быть? Существуют разногласия по некоторым вопросам у МЧС и антитеррористической комиссии, но главное - вопросы ставят, и много организаций занимаются вопросами детской безопасности.
Результат ежедневной и напряженной работы педагогического, ученического и родительского коллективов лицея - 2-е место в конкурсе на самую лучшую безопасную школу, 4-й год подряд мы входим в 100 лучших школ Москвы. Что касается меня лично как руководителя, то хочу напомнить слова Сэлинджера («Над пропастью во ржи»): «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему».
Я считаю, что главная задача взрослых и состоит в том, чтобы сделать так, чтобы маленькие ребятишки не сорвались в пропасть.

Ольга КУРОЧКИНА, директор лицея №1547, почетный работник общего образования РФ, лауреат гранта мэра Москвы в сфере образования