Мы работаем многие годы, не ставя задачу занять первое место в том или ином рейтинге. Мы хотим дать качественные результаты, выпустить из школы одиннадцатиклассника, который будет всесторонне развит, готов осознанно сделать свой дальнейший профессиональный выбор, успешен в жизни, который будет патриотом своей страны, иметь гражданскую позицию. К сожалению, все эти вещи невозможно измерить, их пока не учитывают при составлении рейтинга. Поэтому, когда нам говорят: «Вы лучшая школа России!» - я всегда отвечаю: «Нет, мы школа, которая показывает лучшие образовательные результаты!» Но мы очень хотим, чтобы как-то и где-то учитывали всю работу школы, а не только чисто образовательную.
Сегодня много критикуют единый государственный экзамен, проблемы, связанные с ЕГЭ, постоянно обсуждают в прессе, в обществе, но мы сторонники этого экзамена и с самого первого момента участвуем в его сдаче. Мы считаем, что это объективная, независимая диагностика того, что учителя наработали вместе с детьми. Мы не ставим своей задачей обязательно подготовить детей к успешной сдаче ЕГЭ: мы не к ЕГЭ их готовим - мы их просто учим, организуем процесс совместной работы по овладению знаниями, умениями, навыками. ЕГЭ для нас при этом одна из форм диагностики. Наши дети проходят много независимых диагностик, поэтому для них ЕГЭ и ОГЭ тоже нормальная объективная диагностика.
Лучших результатов достигают те коллективы, которые решают свои задачи, которые видят их широко, а не только потому, что пытаются занять лидирующее место в каком-то рейтинге, получить как можно больше победителей олимпиад или высокие результаты сдачи ЕГЭ. Я думаю, что наши успехи - это важная составляющая, но с момента зарождения нашего лицея в 1991 году мы постоянно имеем высокие результаты работы педагогического, ученического и родительского коллективов - родители, безусловно, нас во всем поддерживают, они всегда вместе с нами.
Получает ли наш лицей, занимающий первое место в московском и российском рейтингах, повышенный норматив финансирования? Этот вопрос нам часто задают, думая, что секрет успеха в дополнительных финансах. Нет, мы получаем финансирование такое же, как и все московские школы, и я считаю это вполне справедливым. Правительство Москвы приняло такое решение: все школы нужно финансировать исходя из одних и тех же принципов, деньги дают не школе, а каждому ребенку, который учится в московской школе. Все школы Москвы получают один и тот же достаточно высокий норматив, мы хорошо осознаем, что он выше, чем во многих российских регионах. (Установление норматива финансирования школ отдано на откуп регионам, для Москвы это счастье, потому что столичное правительство и Департамент образования целенаправленно занимаются улучшением материального положения образовательных учреждений, правда, экономическая ситуация в Москве, конечно, иная, чем в других регионах.) Поэтому сравнивать результаты можно только при равных финансовых затратах. Грош цена была бы нашему лицею, если бы мы занимали свое первое место из года в год, получая денег в 4-5 раз больше, чем школа, расположенная на соседней улице. Мы с этой школой получаем одинаковый норматив и в этих условиях считаем себя вправе испытывать удовлетворение от результатов своей работы.

Вопросы директору лицея №1535
- Татьяна Васильевна, ваш лицей - сильное учебное заведение, где замечательная атмосфера, отличные отношения между учителями и учениками. Но, может быть, недалеко от вашего лицея, как раз на соседней улице, находится школа, не такая успешная, не входящая ни в какие рейтинги, в которой далеко не та обстановка, далеко не такие хорошие преподаватели, ученики, которые пока еще не нашли для себя такого широкого спектра возможностей, которые им бы предоставили, как ученикам вашего ОУ. Готов ли лицей к объединению с такой школой, чтобы стать образовательным комплексом?
- Дело в том, что в 2008 году мы уже объединились, став комплексом, со школой №35, наверное, сейчас, через шесть лет, можем сказать: нам удалось создать там педагогический и ученический коллектив, которые стали полноправными членами общелицейского коллектива. Это очень сложный процесс, мы тоже замахивались на многое, изучали литературу о традиционном лицейском образовании, но на сегодняшний день у нас 1106 учеников.
- Вы говорите, что победа в рейтингах - заслуга педагогического коллектива. Но победы были и при директоре - основателе лицея Михаиле Мокринском, есть они и при директоре лицея Татьяне Воробьевой. Получается, что независимо от того, кто директор, лицей все равно имеет успехи. Как вы считаете, роль директора не так и значима?
- Мне кажется, главная роль директора - собрать этот самый педагогический коллектив, который будет хорошо работать, создать условия для его успешной деятельности, для того чтобы этот коллектив многие годы так работал. Это, на мой взгляд, как раз показатель силы и правильности избранного направления в работе школы. Директор меняется, а коллектив продолжает работать. Модель школы существует и развивается, входит в традиции, так как она прежде всего коллективная. Такую модель создает не один человек, если ты, директор, собираешь неординарных учителей, то уже не можешь им ничего навязать, работает коллективная мысль.
- Сколько выпускников вашего лицея идут в педагоги, потому что захотели стать такими же, как их наставники?
- Тут проблема заключается в перестройке современного высшего педагогического образования. Я думаю, что наши ученики, получив хорошее образование, поступают не в педагогические вузы, потому что хотят продолжить свое образование в других ведущих вузах. У нас в лицее работают 12 наших выпускников, но все они окончили либо МГУ имени М.В.Ломоносова, либо Московский государственный лингвистический университет. У нас даже есть наша выпускница, кандидат наук, которая защитила диссертацию на филологическом факультете МГУ и вернулась в нашу школу, преподает латинский язык у наших будущих медиков.