Ольга ГОЛОДЕЦ, заместитель Председателя Правительства РФ:

- Рейтинг лучших школ России подготовлен экспертами РФ, и прежде всего Московским центром непрерывного математического образования. Нам приятно, что сегодня рейтинг расширен. Если раньше нам представляли рейтинги исключительно по успеваемости учащихся, то нынче представлены несколько видов рейтингов. Эти рейтинги отдельно выстроены для сельских школ, для отдельных предметов, они позволяют выявить то, какие школы создают наилучшие условия для образования талантливых ребят.
Все ли цели достигнуты представленными рейтингами? Далеко нет, потому что сегодня методики, которые предлагают внешние эксперты, не затрагивают очень важных для нас показателей, это прежде всего успешность человека в будущей жизни и это задача на завтра. Сегодня многие регионы попытались сделать такие рейтинги для своих систем образования, нынче практически на региональном уровне нет субъекта РФ, который бы не дал своего собственного рейтинга и не учитывал бы комфортность обучения, востребованность ребенка после окончания школы, его успешность как личности. Для того чтобы составить такой общероссийский рейтинг, у нас пока не хватает объективных данных, поэтому сегодня наши рейтинги - это прежде всего рейтинги школьных учебных достижений, добротности школ.
Произошли ли изменения в рейтинге школ Топ-500 по сравнению с прошлым годом? Да, они произошли, изменились прежде всего позиции отдельных регионов, но по-прежнему в рейтинге 25 лучших школ лидирующие позиции занимают московские школы. Конкуренция в рейтинге стала более жесткой, это замечательно, потому что сегодня к образовательным программам ведущих российских школ имеют доступ все педагоги России.
Отдельно составлены рейтинги школ по математическому, биологическому, химическому, географическому, то есть практически по всем направлениям. Это позволит нам улучшить систему образования Российской Федерации, потому что ведущие школы станут базовыми по преподаванию тех или иных предметов на территории всей Российской Федерации.
Рейтинг школ - мощный импульс развития системы образования, вместе с тем сегодня хотелось бы говорить не только об образовании, но и о воспитании, о формировании полной, успешной личности по всем направлениям. Нам приятно, что, когда мы обсуждали рейтинг 25 лучших школ Топ-25, мы отметили: практически все эти школы не только дают образование, но и очень грамотно, профессионально формируют личность. Поэтому тождественность в высших рейтингах школ с хорошим образованием и качественным воспитанием практически близкие понятия. Это хорошо, что законченного рейтинга на этот счет пока нет, и нам придется в дальнейшем его формировать.

Вопрос «УГ-М» вице-премьеру

- Ольга Юрьевна, вы первой в России, работая в Москве, обратили внимание на лицей №1535, бывали в нем, наша газета писала о том, что вы даже поздравляли его выпускников. Как вам кажется, почему этой московской школе удается возглавлять рейтинг лучших российских школ, что ей в этом помогает?
- Лицей №1535 и в самом деле устойчиво держит первую позицию в российском рейтинге лучших школ страны. Я могу по поводу этой школы не просто сказать несколько добрых слов, но и отметить ее, потому что те школы, которые находятся в Топ, - это, как правило, школы с серьезными традициями, известные с советского времени, - московский лицей «Вторая школа», школа №239 в Санкт-Петербурге, так или иначе они выросли из лучших региональных школ. Лицей №1535 такой школой в советское время не был, это школа, которая сама себя сделала. В основе ее успеха именно хорошие, добротные, профессиональные педагогические технологии. Дети, которые туда приходят, действительно формируются всесторонне, школа успешно выступает в олимпиадах по всем предметам, есть победители и по математике, и по химии, физике, и по гуманитарным предметам. Притом каждый ребенок чувствует себя в этой школе абсолютно комфортно.
Это школа, которая запустила современные педагогические технологии одной из первых в России, сегодня она передает свои успешные наработки и свои методики другим школам, но продолжает оставаться лучше других, хотя очень многие школы из различных регионов России серьезно к ней подтягиваются. Мы увидели в этом году серьезную конкуренцию, особенно среди лидеров образования: в Топ-500 происходят серьезные тектонические подвижки, идет борьба школ за профессиональные кадры, за переподготовку педагогов, стремительно входят в практику новые формы образования, скажем, мы довольно скептически думали о школьном образовании на базе вузов, но уже есть пример предуниверсария Высшей школы экономики, которая организовала свой лицей и стремительно вошла в рейтинг, как и МИФИ со своим предуниверсарием, это пример хорошего успеха, хорошей мотивации для старшеклассников.