​Пенсия в детском саду

- Должность заведующего дошкольным образовательным учреждением давала право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости до 1 ноября 1999 года. Об этом сказано в подпункте «в» пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 (далее - Правила).
После 1 ноября 1999 года работа в этой должности не засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В Верховном суде РФ уже рассматривалось заявление заведующего дошкольным образовательным учреждением о признании недействующим подпункта «в» пункта 8 Правил.
Решением Верховного суда РФ от 21.05.2003 г. №ГКПИ 03-439 это заявление оставлено без удовлетворения.
Суд указал, что Правила сохранили работу в должности заведующего дошкольным образовательным учреждением, в частности детским садом, за период до 1 ноября 1999 года для зачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При подготовке оспариваемого нормативного правового акта учитывалось мнение Минобразования России о характере работы, выполняемой заведующим дошкольным образовательным учреждением, и должностные обязанности руководителя (заведующего) учреждения образования согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, не предусматривающие осуществление данными лицами педагогической деятельности.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан на пенсионное обеспечение, суд посчитал, что заявление не подлежит удовлетворению.
Следовательно, время работы в должности заведующего дошкольным образовательным учреждением может быть засчитано в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лишь за период до 1 ноября 1999 года.
Отметим также, что и после вышеназванного решения Верховного суда РФ соответствующие жалобы поступали и в Конституционный суд РФ, однако все они не были приняты к рассмотрению.
Для того чтобы время работы в должности воспитателя учитывалось в специальный стаж для досрочного назначения пенсии, необходимо работать не менее чем на одну полную ставку.

Внимание! Новый кандидат

- Как правильно оформляется прием учителя на работу? На что обратить внимание?

- По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Заключение договора с лицами младше 16 лет допускается только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (ст. 63 ТК РФ).
Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Отказ может быть обжалован в судебном порядке (ст. 64 ТК РФ).
К педагогическим работникам при принятии их на работу законодательством предусмотрен ряд дополнительных требований.
Так, например, в соответствии со ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
К педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
При приеме работника на работу работодатель обязан (ст. 68 ТК РФ):
1) До подписания трудового договора ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
2) Заключить письменный трудовой договор (в двух экземплярах, подписанных обеими сторонами). Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
3) В течение трех дней со дня фактического начала работы издать приказ о приеме работника на работу.
4) Оформить трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.
Обращаем внимание, что наименование должностей должно соответствовать «Квалификационным характеристикам должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) (утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н). Нормативное наименование должности является залогом исключения проблем при определении права на пенсию, на некоторые виды льгот и компенсаций.
К сведению сообщаем, что постановлением от 18.07.2013 г. №19-П Конституционный суд РФ дал оценку конституционности, в частности, абзаца 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, касающегося запрета занимать педагогической деятельностью судимых и уголовно преследуемых лиц.
Предметом рассмотрения по данному делу являлись оспариваемые нормативные положения в той мере, в какой на их основании решается вопрос о возможности занятия педагогической деятельностью и иной профессиональной деятельности в сфере образования и других сферах с участием несовершеннолетних лицами, имеющими или имевшими судимость, лицами, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, и лицами, подвергающимися или подвергавшимися уголовному преследованию за совершение перечисленных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ преступлений, в том числе в случаях, когда судимость снята или погашена.
Решением Конституционного суда РФ оспариваемые взаимосвязанные положения признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они означают, что к занятию педагогической и иной профессиональной деятельностью в сфере образования и других сферах с участием несовершеннолетних не допускаются (а работавшие на момент вступления в силу изменений и дополнений в ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ, внесенных соответствующим Федеральным законом, подлежат увольнению):
- лица, имеющие судимость за совершение указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1. ТК РФ преступлений;
- лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- лица, имевшие судимость за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, а также лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении указанных в данных законоположениях преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Вместе с тем оспоренные взаимосвязанные нормативные положения признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью и соответственно предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких и особо тяжких, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Оспоренные нормы признаны не соответствующими Конституции РФ также в той мере, в какой они предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с педагогическим работником, если он подвергается уголовному преследованию за указанные в данных законоположениях преступления, - до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу.
Наконец, оспоренные нормы признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они допускают наступление предусмотренных ими неблагоприятных последствий в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением.

Еще раз экзамен

- Мой муж получил диплом об образовании в г. Астане (Казахстан) в 2009 году. Специальность - фельдшер-лаборант. Нужно ли подтверждать этот диплом для возможности работы по специальности в России, если муж получит российское гражданство?

- Наличие российского гражданства, к сожалению, не влияет на основное правило: дипломы, полученные в высших медицинских учреждениях иностранных государств, включая бывшие республики СССР, позднее 1991 г., должны быть подтверждены на соответствие системе образования РФ.
Согласно п. 4 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Допуск к профессиональной деятельности в Российской Федерации лиц, обладающих дипломами иностранных государств о медицинском и фармацевтическом образовании, осуществляется согласно постановлению Правительства РФ от 07.02.1995 №119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», в соответствии с которым лицо, претендующее на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью и подавшее заявление, направляется на сдачу специального экзамена в соответствующее образовательное учреждение.
Кроме того, приказом Росздравнадзора от 26.02.2007 №411-Пр/07 утвержден Перечень образовательных учреждений, в которых создаются постоянно действующие комиссии для проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации.
Приказом Минздрава России от 26.07.2000 г. №284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» установлено, что копии протоколов специальных экзаменов (утвержденной формы) ежемесячно представляются в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Процедура допуска к профессиональной деятельности на территории Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, а также вышеуказанные нормативные акты размещены на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социальной защиты: www.roszdravnadzor.ru («Медицинская помощь населению», раздел «Выдача сертификата специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранном государстве», вкладка «Нормативно-правовая и справочная информация»).