Объединяющее начало
«Незрячим и слабовидящим людям доступны многие жанры искусства и средств массовой информации... И все же хотелось бы отметить особое значение радиовещания. В радиопередачах отсутствует зрительный ряд. А значит, слепые и зрячие слушатели находятся в равном положении. Радио не только информирует и развлекает, но и объединяет людей с разными судьбами. Оно становится важнейшим средством реабилитации», - поделилась своими мыслями главный редактор «Радио Грота», старший преподаватель Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета Мария Валерьевна Быкова в начале нашей встречи.
Инициатором и вдохновителем создания школьного радио стал директор учебного заведения заслуженный учитель РФ Алексей Викторович Мухин. Мария Валерьевна приезжает в школу два раза в неделю. Она проводит индивидуальные и групповые занятия с юными радиожурналистами, осуществляет с ними запись радиопередач.

Искусство общения
Передачи «Радио Грота» выходят два раза в месяц. Продолжительность каждой программы составляет десять минут. Радиотрансляции обычно проходят во время перемен, чтобы не мешать учебному процессу. Ознакомиться с работой радиожурналистов можно также на сайте школы-интерната www.grot-school.ru, в разделе «Радио».
«В создании радиопередач принимают участие самые разные дети, - делится опытом Мария Валерьевна Быкова. - У некоторых из них кроме проблем со зрением имеется и целый ряд других физических ограничений. Довольно часто встречаются проблемы с дикцией. Поэтому при записи программ часто приходится делать много дублей».
Мария Валерьевна считает, что одна из главных задач школьного радио - помочь детям овладеть искусством общения, умением вести дискуссию, четко выражать свои мысли: «Для незрячих и слабовидящих людей зрительный контакт с собеседником невозможен или существенно затруднен. Поэтому коммуникативные навыки имеют огромное значение».

Дети играют в радио
Значительное место в радиопрограммах занимают школьные события и мероприятия. Специальные передачи готовятся к Новому году, 23 Февраля, 8 Марта, Дню учителя и другим памятным датам. Юные радиожурналисты рассказывают о выпускниках школы-интерната, об интересных людях, посещающих школу.
«Темы наших передач подсказывает сама жизнь, - продолжает рассказ Мария Валерьевна Быкова. - В преддверии зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи у нас вышла в эфир программа, посвященная истории этих спортивных состязаний. К 25-летию вывода советских войск из Афганистана мы пригласили в студию подполковника Владимира Леонидовича Плеханова, принимавшего участие в тех событиях. Большой интерес учащихся вызвала беседа с жительницей блокадного Ленинграда Анной Алексеевной Другачевой. В 1941 году ей было десять лет. Всю войну она провела в осажденном городе. Страшной зимой 1941-1942 годов от голода и холода умерла ее мама. После этого девочка воспитывалась в детском доме...»
Передачи «Радио Грота» записываются не только в школьной студии. После посещения юными радиожурналистами петербургского театра «На Литейном» в эфир вышли сразу две программы. Одна из них была посвящена спектаклю с необычным названием - «Самый легкий способ бросить курить», вторая - актрисе театра Марии Цветковой.
«Мне думается, главное достижение «Радио Грота» состоит в том, что мы смогли заинтересовать своей работой учащихся разных возрастных групп, с разными интересами, - отмечает Мария Валерьевна Быкова. - Когда я иду по коридорам школы, то нередко замечаю, что даже первоклассники играют в радио, пытаются скопировать голоса наших ведущих и корреспондентов».
В мае 2013 года на Всероссийском конкурсе студенческих радиоредакций «УниверСити 2012-2013» репортаж из театра «На Литейном», авторами которого стали юная журналистка Екатерина Шлема и главный редактор «Радио Грота» Мария Быкова, завоевал специальный приз «За умение увидеть и выразить мир в звуке».
Конкурс был организован Фондом независимого радиовещания. Представленные на смотр радиопередачи школьного радио соперничали с работами студенческих редакций и вызвали большой интерес членов жюри.

Профессия мечты
Анастасии Латышкиной семнадцать лет. Она учится в девятом классе. «Я незрячая с рождения. Может быть, я что-то и видела в младенчестве, но об этом у меня не сохранились воспоминания», - рассказывает девушка. В детстве Насте пришлось перенести несколько тяжелых глазных операций. Родители стремились сделать все возможное, чтобы их дочь могла визуально воспринимать окружающий мир. Но усилия врачей оказались тщетными.
«Интерес к работе на радио появился у меня в ноябре 2011 года. В то время «Радио Грота» еще не существовало, но уже давно выходила ежемесячная программа «Переступая тьму», - делится своими воспоминаниями Настя. - Бессменными ведущими этой программы являются руководитель нашего школьного музея Ольга Александровна Жданкова и выпускник школы-интерната Игорь Валерьевич Воробьев».
Подготовка к передачам проходит в небольшой комнате, которую занимает школьный музей. Анастасия с удовольствием вспоминает о первой радиопрограмме на «Радио Мария», в которой ей довелось принять участие. Эта передача вышла в эфир в марте 2012 года и была посвящена творчеству Владимира Семеновича Высоцкого. «Программу о Высоцком вели ученики нашей школы Антон Майданов и Олег Токарев. Я задавала им вопросы о том, чем им нравится творчество Высоцкого, какое место он занимает в их и в нашей жизни, продолжают ли его песни оставаться актуальными...»
Уже через месяц, в апреле 2012 года, Анастасия Латышкина сама стала героиней программы. Передача называлась «Как я воспринимаю окружающий мир». Ведущие эфира Ольга Жданкова и Игорь Воробьев предложили девочке поразмышлять о том, как представляют окружающую действительность незрячие с рождения люди. «В этой передаче я рассказала, что умею распознавать людей по их запаху и походке, а также определять настроение по голосу. Однажды в школе со мной утром поздоровалась воспитатель. И я сразу же определила, что у нее что-то случилось. По одному сказанному слову!.. Оказалось, что у женщины заболела любимая собака».
Настя мечтает учиться в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета и в дальнейшем стать радиоведущей. Осуществимы ли эти планы? «В настоящее время у нас нет незрячих студентов, - вступает в разговор Мария Валерьевна Быкова. - Но думаю, что мечта Насти вполне осуществима. Важно проявлять упорство и трудолюбие. Инвалиды по зрению успешно осваивают самые разные специальности. И профессия радиоведущей, редактора радиопрограмм вполне может быть одной из них».
Среди своих
Большой интерес слушателей «Радио Мария» вызвала программа, посвященная теме инклюзивного образования. Ведущий программы Игорь Воробьев подготовил репортаж из Санкт-Петербургского музыкально-педагогического училища. В этом учебном заведении накоплен большой опыт совместного обучения обыкновенных студентов и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Немало выпускников школы-интерната имени К.К.Грота получили среднее профессиональное образование именно здесь, а затем продолжили обучение в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова и других высших учебных заведениях.
Ведущая программы Ольга Жданкова обратилась к присутствующей в студии ученице школы-интерната им. К.К.Грота Анастасии Латышкиной с вопросом о том, хотела бы она учиться в массовой школе, а не в специальном учебном заведении для детей с ограниченными возможностями здоровья. Девушка ответила, что инклюзивное образование, по ее мнению, более уместно в вузах и профессиональных училищах. В средней школе детям с особыми потребностями удобнее учиться «среди своих». Но при этом необходимо способствовать контактам и общению учащихся обычных и специальных (коррекционных) школ.