Продолжение. Начало в №37, 38

Разбирая архив кабинета русского языка и литературы, я нашел машинописную копию сочинения своей подруги (не в современном смысле слова подруги). Незадолго до того расстреляли мальчика, которого она любила, обвинив его в участии в организации «Месть за родителей». Могу засвидетельствовать: она писала искренне и честно. Но тогда и время было временем не вопросов, а ответов. Отсюда все эти темы: «Татьяна, русская душою», «Катерина - луч света в темном царстве». Но вот наступило время вопросов, а учащихся на экзаменах заставляют отвечать на вопрос, ответ на который дан уже в самом сочинении.
У меня перечень тем последнего в России экзаменационного сочинения по литературе в 2007-2008 учебном году. (А дальше? А дальше - ЕГЭ.) Тем 328. Это уже прогресс: начинали с пятисот.
Итак. Все эти темы раскрываются на примерах входящих в программу художественных произведений, которые выбирает сам пишущий.
194. «Совесть не может заблуждаться» (В.А.Жуковский).
195. «Сила влияния нравственного выше всяких сил...» (Н.В.Гоголь).
197. «Истинная любовь очищает и возвышает человека» (Н.Г.Чернышевский).
199. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, а спокойствие - душевная подлость» (Л.Н.Толстой).
Не буду говорить ничего по существу. Совесть может заблуждаться. Вспомним хотя бы Раскольникова. Сила влияния нравственного не раз ломалась и в жизни, и в литературе. Разве не истинно любят Катерина Измайлова, Долохов, Свидригайлов? Не будем спорить. Дело в другом. Ученик должен принять тему как нечто должное. Кстати, так же ставится вопрос и в методическом письме о проверке части С ЕГЭ по русскому языку: на экзамене предлагаются аксиомы, и их не нужно доказывать, нужно лишь подтвердить правильность. Хотя на самом деле все не так. Не буду, кстати, говорить о том, что нельзя слова героев произведений приписывать их авторам. «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном, великом...» (А.П.Чехов). Но это сказал не Чехов, а герой его рассказа. А это элементарная грубая ошибка.
Таких ошибок в темах сочинений много. Анализ их дан в моих книгах «Зачем я сегодня иду на урок литературы» и «Педагогическая непоэма: есть ли будущее у уроков литературы в школе?».
В этой связи не могу не сказать вот о чем. Мы привыкли, что на новые книги, спектакли, фильмы СМИ откликаются рецензиями. Но не помню случая, когда предметом обсуждения были бы темы сочинений, экзаменационные задания. А ведь сам факт такого обсуждения - это и форма демократического участия в общем деле, и хорошие уроки для составителей всякого рода КИМов. Может быть, это главное, на мой взгляд, это прекрасная возможность того, что называют мозговым штурмом. Отсутствие критического отношения к тому, что делаешь, - огромная беда.
В библиотеке журнала «Директор школы» вышла книга профессора В.С.Безруковой «Все о современном уроке в школе (вопросно-ответное обучение)». Для меня это первая книга о вопросе и ответе как педагогической работе. Так вот там есть «Основные ПРИЗНАКИ ВОПРОШАЮЩЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ». И на первом месте «отсутствие утверждения или отрицания чего бы то ни было». Отрицание или утверждение не может быть темой сочинения. Ибо сочинение - это поиск ответа на вопрос. А ответ - это не то, что дано изначально, а то, что нужно найти. К тому же не забудем, что у нас и так Интернет всегда к услугам и готов дать ответ на любой вопрос, не заставляя думать. А без собственного думания нет развития мозга, извилины деформируются. И скажите, разве в этом требовании к теме сочинения есть что-то новое, разве оно уже давно не должно было бы быть прописной истиной?
Если то, о чем мы только что говорили, на мой взгляд, аксиома чистой воды, то то, к чему мы сейчас перейдем, для меня тоже аксиома, но знаю, что для большинства это все-таки теорема.
Вновь обращаюсь к той же книжечке с темами экзамена 2008 года.
«Внутренняя красота человека» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
«Проблема человека и среды в рассказах А.П.Чехова».
«Изображение революции в поэме А.А.Блока «Двенадцать».
«Изображение переломных исторических эпох России в прозе М.А.Шолохова» (по романам «Тихий Дон» и «Поднятая целина»).
«Тема любви в прозе М.А.Шолохова» (по тем же произведениям).
«Тема поиска жизненной правды в прозе М.А.Шолохова» (по тем же произведениям).
Я проделал простенький опыт: сопоставил 7-8 тетрадочных страниц школьного экзаменационного сочинения с объемом большеформатных страниц школьного учебника, посвященных последним из приведенных здесь тем. Это в несколько раз больше.
Объем содержания тем таков, что ученик обречен на краткий пересказ сказанного в учебнике или сделанного на уроке. И эта тенденция очень сильна была в советских и постсоветских сочинениях. «Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Добро пожаловать. Пишите.
Сочинения такого типа полностью исключают возможность написать о чем-то своем, тобою увиденном, тебе близком. Естественно, они и были, как правило, близнецовыми, одинаковыми, лишенными всякого проблеска личного взгляда, материала, хода мысли.
Много лет назад в книге Н.Д.Молдавской я встретил тему, которую воспринял как идеальную: «Месть Лаэрта и месть Гамлета». Вроде бы частный вопрос, который отлично можно раскрыть на четырех тетрадных страницах. Но раскрыть ее можно, только отлично понимая самое главное в трагедии Шекспира. А может быть, и вообще лучшее сочинение по литературе, и не только по литературе: через частное идти на главное. Во всяком случае сам я считаю самой лучшей темой сочинения, которую придумал, тему «Лучшие минуты жизни Андрея Болконского», которую я впервые предложил в 1966 году. Дату, конечно, не помнил бы, но с этими учениками я до сих пор общаюсь.
Во всяком случае нельзя давать сочинения про весь роман «Евгений Онегин», весь роман «Преступление и наказание», да и про все в пьесе «На дне» или в поэме «Двенадцать». У меня, к примеру, сейчас посмотрел, материалы к поэме Блока «Двенадцати» для урока занимают 11 страниц на машинке, да еще ксерокс одной малоизвестной статьи о поэме, и ссылки на работы о «Двенадцати», которые я по ходу цитирую, 6 изданий поэмы с разными иллюстрациями, которые я показываю. А тут нате - на 6, пусть 7-8, рукописных тетрадных страницах «Изображение революции в поэме А.А.Блока «Двенадцать». А ведь достаточно одного небольшого вроде вопроса: почему единственное событие, которое Блок изображает в поэме о революции, - это убийство Катьки? Или для тех, кто хочет потруднее: как это так - «без креста», «без имени святого», «Пальнем - как пулей в Святую Русь!», а в конце «Впереди Иисус Христос»? Или: «Так все-таки «черная злоба» или «святая злоба»?
Проектируя строительство, планируя создание бизнеса или нового направления в бизнесе, намечая пути нового направления в научном институте, создавая новое лекарство или новое оборудование, всегда обосновывают, что нужно будет сделать, как сделать, где сделать, на какие результаты можно будет рассчитывать.
Впервые такую работу я делал, когда мне, как заведующему кабинетом русского языка и литературы, поручили подготовить и провести впервые в Москве олимпиаду по литературе как учебному предмету. Что нельзя начинать с придумывания заданий, я понимал уже тогда. Я засел за книги по эстетике, психологии, теории литературы, методике преподавания литературы, за все известные мне статьи об олимпиадах по литературе, которые уже проводились в СССР, за материалы олимпиад по химии, математике, физике. Прежде всего нужно бы ответить на самый вроде бы простой вопрос: а что есть олимпиада по литературе как учебному предмету? Обоснование и анализ первых двух олимпиад вошли в методическое письмо, которое было доведено до каждого учителя литературы.
Сегодня же по части обоснования у нас явно негусто. Господствует предложение товара. Между тем уже обращение к прошлому педагогическому опыту дает возможность спрогнозировать, что может получиться из того, что было вчера и кого-то сильно привлекает и сегодня.
Нужно учитывать и вот что: в бизнес-проектах в процессе обоснования технических или инвестиционных решений, кадровых проблем, маркетинговых прогнозов всегда как обязательный раздел есть раздел о возможных рисках, связанных с данным проектом. Сегодня при педагогическом планировании, прогнозировании риски вообще не становятся предметом обсуждения. Печально известные 500 экзаменационных тем полностью были в зоне риска. Это понимали все учителя и методисты. Но дело это было заманчивое: будут заранее знать все возможные темы и потому хорошо напишут. И, очевидно, для создателей достаточно выгодное. Кончилось полным крахом.
Рассмотрим подробно один из сюжетов нынешнего обсуждения будущего экзамена по литературе. Вот московский учитель предлагает: «Какие темы сочинений нужны? Например, в дореволюционной России темы на аттестат зрелости были такими (сразу замечу: не только такими. - Л.А.): «Слово как источник счастья», «Почему жизнь сравнима с путешествиями?», «О скоротечности жизни», «О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве», «На чем основывается связь между предками и потомками?» (обращу внимание на то, что четвертая тема наталкивает на фарисейство и словоблудие. - Л.А.). Мы можем сделать скидку на лексику, но модель существовала такая: мы рассуждаем, опираясь на источники, в качестве источников выбираем и русскую литературу, и, может быть, не литературу вовсе в художественном смысле, а какие-то публицистические труды». Прошу обратить внимание на одно очень важное обстоятельство, к которому мы еще вернемся: среди источников сочинений о жизни, о нравственных проблемах выбраны только книжные источники, об опыте своей жизни, о своих наблюдениях над ней, своем понимании тех или иных проблем - ни слова. Если так, то все это на корню мертворожденные сочинения. Но к этому мы еще вернемся.
Московский учитель привел темы по списку, который висит в Интернете. У меня есть более надежный источник информации, который чуть позже я назову. Так что могу список этот продолжить. «Влияние бедности и богатства на нравственность» (очень хорошая тема как для бедных, так и для богатых), «Страдания возвышают душу» (хорошо рассуждать на эту тему на сытый желудок, при полном душевном покое), «Счастье не в нас, а вокруг нас», «Достойна ли ревность нравственно развитого человека?» (самая подходящая тема для не знающего, что такое ревность).
Ну теперь давайте подумаем. В гимназии учились 6% детей. Школа далеко не для всех и школа для всех.
В 2012 году 35% жителей нашей страны не купили ни одной книги. Уверен, что дома у гимназистов были книги, и часто немало. Два урока в неделю - Закон Божий. Ветхий и Новый Завет все время давали пищу для размышлений на религиозные, философские, нравственные вопросы. К тому же в храме гимназисты слушали проповеди, слышали уроки красноречия, а в гимназии изучали логику.