Тот заломил немыслимый гонорар плюс потребовал 5 свиней для дублей, бочку варенья, ящик коньяку и попросил два месяца его не беспокоить - будет репетировать. Скрепя сердце директор картины согласился на условия, которые стоили половину бюджета фильма, и спустя оговоренное время машина киностудии приехала в цирк за дрессировщиком и его обученными свиньями. И сразу выяснилось: 4 из 5 свиней давно уже съели, коньяк выпили, варенья осталось на дне бочки, а самое главное - никаких репетиций не было! Режиссер в обмороке, а Дуров заявляет: «Я готов к съемкам». Единственную свинью привозят в павильон, Дуров капает оставшимся вареньем на пол в коридоре через пару метров весь будущий путь свиньи и на край бумаги в руках актера, играющего чиновника. «Мотор, начали!» Свинья бежит, на ходу слизывая с полу варенье, подбегает к бумаге и глотает ее. Снято. И все поняли, что это был простейший трюк за бешеные деньги. Но эту простоту смог создать только один человек - дрессировщик Дуров.
К чему это я? А к тому, что все образовательные технологии, включая самые наимоднейшие, в своей основе подобны трюку с этим поросенком - надо просто время от времени выдавать по капле ученикам на уроке «варенья», то есть дозированно удовлетворять их интеллектуальные и эмоциональные потребности, пока они не пройдут весь путь и не проглотят основную учебную задачу. Всё!
В конкурсных работах, что попали в номинацию «ОБЖ, физическая культура», были и выверенные формулировки учебных задач, и все этапы урока, включая актуализацию, рефлексию, вызов, осмысление и прочие атрибуты нового стандарта. Был достаточно богатый учебный материал, строгая структура...  Но чего-то мне не хватало. Наверное, «варенья». Того, что возбуждает юношеский азарт, зажигает глаза и заставляет идти вперед, потому что хочется узнать - а дальше что? Именно такие учебные задания, способные разбудить дремлющие подростковые силы, ценились во все времена. Разумеется, это непросто сотворить, особенно учителям физической культуры с их упором на практическую деятельность, да еще такую специфическую. Но непросто не означает  невозможно. Двигательные потребности не единственные на уроке физкультуры у школьника. Его нужды интеллектуального и эмоционального характера не «интересуются» названием учебного предмета, а требуют своего удовлетворения всегда.     
Создать такие условия самоактуализации не так уж и трудно. Надо лишь знать секрет. Задача любого по-настоящему хорошего сценария урока - подарить нам свой секрет.
...Что-то у меня получилось слишком назидательно. Простите старого брюзгу. Критиковать легко, согласен. Но потребность в совершенстве  - «варенье», которое ох как любят члены жюри.

​Евгений ВИРЯЧЕВ, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физической культуры средней школы №7 Вологды, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007»