Сколько раз бывало: читаешь лекцию на курсах повышения квалификации,  две трети аудитории с тобой в эмоциональном диалоге - они реагируют, реплики подают. А оставшейся трети нет до происходящего никакого дела, они тебя просто не видят. А как преподавать старшеклассникам, которые уже окончательно для себя решили, что тот или иной предмет им никогда не понадобится, а значит, и учить его они не будут? Понимаю, что в индивидуальном режиме один на один можно многого добиться, переубедить, «перенастроить», учитывая особенности и интересы каждого конкретного человека. Но как быть, когда перед тобой целый класс?  В теории ответ на этот вопрос, конечно, существует.  Необходимо показывать каждому ученику его личный прогресс, давать задачи из зоны ближайшего развития. Но все это работает только при индивидуальном подходе, реализовать который в массовой школе на деле затруднительно.  Вот почему я ушел от обсуждения проблематики стандартов: на мой взгляд, путь, который выбрали наши ученые еще в 2004 году, - это путь тупиковый. Не может быть единого стандарта для всех, необходимо их многообразие, чтобы у каждого ученика была возможность выбирать собственную вершину, которую он хочет и может штурмовать.
А еще я так и не научился находить общий язык с теми, у кого нет вопросов, а есть только готовые ответы. Это страшные люди, исповедующие принцип: кто не с нами, тот против нас, кто не хочет в рай, того будем гнать туда бейсбольными битами. Мировая история, и история нашей страны в том числе, наглядно показывает, к чему приводят подобные сценарии.  Мой старший товарищ и учитель Георгий Петрович Щедровицкий часто повторял, что фашизм - это простое решение сложных проблем. И залитый кровью юго-восток Украины - это ведь тоже попытка решить сложную проблему простым путем. Причем оружие оказывается единственным доводом обеих сторон.
Могу только догадываться, какие вопросы, связанные с последними украинскими событиями, задают сейчас ребята своим учителям. Отвечать на них непросто. А не отвечать нельзя. Но, думаю, детям важно понимать, что своя правда есть у всех и всегда. Пусть поразмышляют, стоит ли некая призрачная победа тех страданий, крови и слез, что обрушились сегодня на простых людей, таких же, как они и их родители, на тех, кто не хочет играть в исторические игры, но хочет просто жить. Может быть, те задачи, что поставил перед собой Донбасс, возможно было решить иначе, пойдя путем более сложным, длительным, но мирным?  Пусть дети зададут себе эти вопросы. Даже если пока они и останутся без ответов.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования. Профессор. Академик РАО.