В следующие два дня последовала реакция СМИ. Давали интервью для местного телевидения, для подмосковного радио. В центре внимания два вопроса. Первый: благодаря чему достигается такой результат? И второй: на что собираетесь потратить грант? Ответить на первый вопрос не так просто. Гимназия еще в прошлом учебном году была среди 500 лучших школ России и среди десяти «Умных школ» Подмосковья. В этом году почти все директора из первой десятки опять встретились на награждении. Удивительно: все они не стремятся выделиться, скромничают, но стоит только заговорить об особенностях работы с детьми или с педагогами - у всех загораются глаза, у каждой школы есть свои традиции. Радуемся друг за друга.
И все же: что привело к успеху? Мой любимый учитель Александр Григорьевич Асмолов на конференции озвучил очень интересную мысль о том, чем отличаются руководители от лидеров. Руководители умеют подниматься по лестнице к успеху, а лидеры знают, к какой стене эту лестницу приставить. Откуда они это знают? Результаты показывают, что я знаю. Стараюсь анализировать. Интуиция? Образование? Традиции, заложенные в гимназии с ее основания? Конечно, все вместе. Думаю, что основа нашего успеха в том, что учителю дана свобода в определении своей собственной траектории развития в профессиональной деятельности.
Говорим о формировании УУД. В 2014 году был проведен опрос среди выпускников. Удивительное дело: опрос был в форме неоконченных предложений. Выпускники перечислили то, что они приобрели в процессе обучения в гимназии. Получился полный перечень компетенций, которые прописаны в новых стандартах. Как коллективу удается их формировать? Думаю, дело в приоритетах. Что важнее - порядок, дисциплина или свобода деятельности и полноценное творческое взаимодействие? Думаю, что дело и в общей атмосфере, когда хочется учиться, что-то создавать, где-то участвовать. Активная жизненная позиция - так это называется. У учителей и у гимназистов, которые во многих важных начинаниях становятся партнерами на равных. И именно такие отношения обретают ценность.
В гимназии поздно уходит библиотекарь, постоянно мелодично звенит колокольчик над дверью библиотеки. В холле первого этажа - два теннисных стола. В столовой, стилизованной под кафе, где постоянно располагаются фотовыставки, можно делать уроки и ждать автобус или электричку - многие ездят издалека. В холле второго этажа покрытый ковром подиум превращается в «лежбище»: полусидя, а иногда и лежа гимназисты читают, слушают музыку, порой просто дремлют. Ждут курсы. Пережидают время до дополнительных занятий. И постоянные репетиции. Кто в конференц-зале, кто в кабинете психологической разгрузки, кто в холле. Занятый техническим ремонтом и усовершенствованиями учитель информатики, по совместительству электрик, часто собирает вокруг себя мальчишек - чинят, создают новые приборы. При этом многие выпускники отмечают, что гимназия научила их быть организованными, дисциплинированными, ответственными, самостоятельными.
На что же потратить миллион? Хочется мобильный компьютерный класс. Но в гимназии и так полно компьютеров, проекторов, интерактивных досок, а обслуживает их один учитель информатики. Техника требует постоянной заботы. На чьи плечи лягут еще пятнадцать ноутбуков? Очень хочется современные театральные декорации, зал-трансформер. Зданию сто лет. Где все это хранить? Время требует установки системы контроля доступа. Как разместить турникеты в нашем мизерном коридоре на входе? Как потратить миллион до декабря, пройдя все аукционы, торги в полном соответствии с законодательством? К какой стене приставить лестницу?
      
P.S. Предыдущие материалы читайте в «УГ» №11, 12, 14, 19, 20, 22 и 37 за 2014 год.

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область