- Валерий Константинович, что именно позволило занять такие высокие позиции в рейтинге?
- Одним из ключевых достижений школы мы считаем вступление в 2014 году в программу «Доступная среда». Но необходимо отметить, нужды детей-инвалидов уже были учтены и до вхождения в эту программу. Наша школа, в которой обучаются 500 учеников и работают 30 педагогов, занимает старинное здание в центре города и является памятником культурного наследия. Несмотря на то что ремонт такого здания задача сложная, за счет бюджетных средств у нас был проведен капитальный ремонт помещений и кровли, заменены оконные блоки. Чтобы дети с проблемами здоровья могли учиться вместе со всеми, были обустроены пандусы на входах первого этажа и расширены дверные проемы. Благодаря этому, например, мы получили возможность в нынешнем учебном году перевести одного ребенка с проблемами здоровья с домашнего обучения на обучение в школе. Для детей с особыми потребностями у нас есть своя служба социально-психологического сопровождения, работает специалист по инклюзивному обучению.
В ходе исследования, о котором говорилось выше, были высоко оценены и наши усилия по социальной поддержке обучающихся. Сто пятьдесят учащихся из числа малообеспеченных ребят получают бесплатное питание в школе. По линии благотворительной организации «Красный Крест» организовано регулярное бесплатное питание для учащихся из остронуждающихся семей. Все дополнительные образовательные услуги для этой категории детей также бесплатны.
При оценивании не остались без внимания и усилия школы в отношении информационной открытости. Действительно, на школьном сайте располагается вся необходимая информация о нашей деятельности, ведутся электронные дневники и журналы. В то же время мы обеспечиваем информационную защиту наших детей благодаря подключению к школьному Интернету дополнительного фильтра «Интернет-цензор».
Мы постоянно изучаем мнение родителей, практикуем проведение общешкольных родительских собраний в различных формах, в том числе собрания-консультации, анкетирование. У нас наблюдается постоянный рост числа учащихся и родителей, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг. В прошедшем учебном году этот показатель составил 96% у родителей и 94% - у школьников.
- Это очень высокий показатель, ведь в целом в Новгородской области по результатам социологических исследований уровень удовлетворенности населения качеством предоставления образовательных услуг, к сожалению, низкий. В 2013 году он составил 57,1% от числа опрошенных (по России - 65,3%). В этом отношении область заняла 80-е место по стране.
- Детям нравится учиться в нашей школе. 75% учеников приезжают к нам из различных микрорайонов города и даже близлежащих деревень.
Педагогический коллектив у нас сильный. 25-30% выпускников 11-х классов получают на ЕГЭ от 90 до 100 баллов. Средний балл ЕГЭ по математике в течение трех последних лет у нас выше среднеобластного. В 2013 году он составил 65 баллов.
В 2013 и 2014 годах две ученицы школы - Анна Петрова и Мария Тарнавская - показали 100-балльные результаты по литературе, а Ирина Усык получила высший балл по информатике. За последние три года золотыми медалями были награждены 12 выпускников школы. В 2012 и 2013 годах ребята из нашей школы становились призерами на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
Традиционно высокими являются показатели школы в спорте. В таких видах спорта, как легкая атлетика, бадминтон, русская лапта, есть победители на уровне области и в зональных первенствах. Ежегодно учащиеся школы занимают призовые места на межрайонной спартакиаде школьников.
Привлекает детей развитая система дополнительного образования. В школе работают, в частности, секции ритмики, ОФП, кружки «Юным умникам и умницам», «Я - пешеход и пассажир», «Я - гражданин России», «Мир фантазии», «Декоративное творчество», театральная студия. Родители очень ценят то, что мы обеспечиваем возможность комфортного пребывания учащихся в школе во второй половине дня. Важным звеном в системе допобразования является сотрудничество с местными музеями: краеведческим, музеем Северо-Западного фронта, домом-музеем Достоевского.
- Валерий Константинович, ваша школа одной из первых в Новгородской области стала автономной...
- Я занимаю в школе должность директора с 2001 года, а автономным наше образовательное учреждение стало в 2008-м. Таким образом, могу оценить период существования школы до и после обретения автономии. Считаю автономию несомненным плюсом для образовательного учреждения. Она дает возможность свободного принятия хозяйственно-финансовых решений, но, естественно, и ответственность руководителя возрастает!
Участие в программе «Доступная среда» отлично вписывается в нашу жизнь по принципу автономии. Мы ожидаем в 2014-2015 учебном году прихода в школу в рамках федеральной программы «Доступная среда» более одного миллиона рублей. И уже можем планировать, на какие нужды в первую очередь пойдут эти деньги. Переоборудуем туалеты, чтобы ими могли пользоваться дети с проблемами здоровья, проведем другие ремонтные работы. Уже ищем строительные организации, которые могут оказывать такие услуги. Посетили семинар в Санкт-Петербурге по реализации программы «Доступная среда». Конечно, за все потраченные средства нужно будет отчитаться, но автономия дает большую свободу в выборе пути образовательного учреждения.
Управление образовательной организацией - это сочетание единоначалия и коллегиальности. Эти два принципа продиктованы частью 2 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в РФ». Замечу, что коллегиальность - один из основных принципов работы в нашей школе. Это доказывают приведенные выше примеры взаимоотношений школы и родительской общественности. Те же принципы положены в основу управленческой деятельности. Так, в нашей школе коллективное обсуждение всегда предшествует принятию решений.
В школе создана открытая эффективная система оплаты труда, которая в первую очередь материально поддерживает активных, творческих, добросовестных педагогов. Это учитывается в эффективном контракте. В таких условиях принятия решений учителя доверяют руководителю и оказывают ему поддержку.
Кроме того, что очень важно, все финансовые вопросы также решаются с родителями только на основе добровольности и законности.
- На сайте вашей школы вывешиваются подробнейшие финансовые отчеты о потраченных спонсорских средствах. Такая открытость внушает доверие...
- Да, такие отчеты мы публикуем ежемесячно - родители видят, куда пошла каждая копейка, мы даже отмечаем приобретение самых мелких канцелярских товаров. Считаю такую практику обязательной. Доверие родителей и учеников для нас не менее важно, чем самый высокий рейтинг.

Досье «УГ»

В 2014-2015 учебном году в школе №4 города Старая Русса обучаются 514 детей. Работают 20 классов-комплектов. Трудятся 48 работников образовательного учреждения, из них 30 учителей. 27 педагогов школы имеют высшую квалификационную категорию, двое - первую и один человек - вторую. Три педагога имеют звание заслуженного учителя РФ. Три преподавателя признаны победителями и призерами приоритетного национального проекта «Образование». С 2010 года в школе реализуются федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. В 10-11-х классах существует разделение на два учебных профиля: информационно-технологический и социально-экономический.

Слагаемые успеха от Валерия ГРИГОРЬЕВА

    Хороший руководитель должен уважать людей, которые работают в его педагогическом коллективе.
    Нужно стремиться поддерживать людей материально, а не только добрым словом. Для этого необходимо разработать четкие критерии надбавок и выплат из фонда стимулирования.
    Важно контролировать школу во всех отношениях. Как только теряется контроль, даже в мелочах, нарушается учебный и воспитательный процесс. А чтобы знать о том, что происходит в школе, нужно почаще... по ней ходить, а не управлять из директорского кабинета.

Новгородская область