Светлана М., учитель русского языка и литературы, Воронеж:
- Я бы спросила: сколько можно издеваться над учителями-словесниками?! При таком отношении, как сегодня, через десять лет в школах просто некому будет преподавать русский и литературу. Молодежь не идет на наш предмет, потому что нагрузка огромная! Самая большая в школе. Мало того что учитель русского языка и литературы ведет сразу два предмета, один из которых обязательный для сдачи ЕГЭ, так ему теперь еще и к итоговому сочинению детей надо готовить! А зарплата при колоссальной нагрузке остается фактически та же. Мы дорабатываем со слезами на глазах, это правда. Ждем, когда можно будет уйти на пенсию, сил никаких нет! А молодежь на наше место приходить не торопится. Жалко школу.

Олег Р., директор школы, Омская область:
- Когда поднимут зарплату техническому персоналу школы? Их оклады не дотягивают даже до минимального размера оплаты труда, мы вынуждены доплачивать до этого уровня из стимулирующего фонда. В итоге мало выходит всем: и сторожам с техничками, и педагогам. Теряется смысл стимулирующего фонда. Главное - невозможно найти хороших, грамотных сотрудников. А ведь от них зависит и безопасность детей, и чистота школ - та самая комфортная обстановка, о которой так много говорится.

Наталья Н., учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:
- Я бы спросила, почему наши образовательные учреждения так бедно финансируются, что родители продолжают отдавать деньги на школьные нужды. Как учитель, я понимаю, что школа без родительских денег не выживет. Как мама школьника, возмущаюсь тем, что мы сдаем деньги на подготовку к ГИА, ЕГЭ, на новые парты и прочие нужды. Я уверена, что театры и музеи для школьников должны быть бесплатными, если на спектакль или экскурсию идет целый класс. Спортивные кружки для школьников должны быть бесплатными. Иначе мы получим нездоровое, неинтеллигентное поколение.

Галина С., учитель, Санкт-Петербург:
- Хотелось бы узнать у министра образования: когда иссякнет вал бумажной работы? Когда отчетность перестанет быть такой трудоемкой и энергозатратной? Планы и отчеты, отчеты и планы - одно тянет другое, и конца и края этому не видно. Понятно, что каждая бумажка важна, но если этими бумажками в конце концов завалить учителя, то детей в будущем станут учить роботы.

Светлана Р., мама школьника, Московская область:
- Мне интересно, думает ли министерство снижать нагрузку на школьников, особенно в среднем звене. У детей в этом возрасте, как правило, снижается мотивация к учебе, а их заставляют отсиживать по семь уроков в день. На занятия физкультурой и спортом времени не остается. Вместо этого нужно развивать бесплатные спортивные кружки и секции, заботиться о здоровье школьников.