Напомним, что для выпускников 2015 года сочинение будет служить допуском к государственной итоговой аттестации. Ребята с ограниченными возможностями здоровья вместо сочинения вправе выбрать изложение.
Результатом итогового сочинения или изложения будет «зачет» или «незачет». К сдаче ЕГЭ и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».
- В этом году мы вместе с экспертами Совета по вопросам проведения итогового сочинения разработали более мягкую форму написания сочинения, без жестких оценочных градаций, - пояснил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. - Введение нового выпускного испытания будет проходить из года в год поэтапно, на основе оценки результатов предыдущего года.
Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных советом под председательством Наталии Солженицыной. Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее направление).
Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую среду декабря в своих школах. В феврале и апреле-мае 2015 года будет предоставлена возможность пересдачи.
Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам: соответствие теме; аргументация и привлечение литературного материала; композиция и логика рассуждения; качество письменной речи; грамотность.
Два первых критерия из этого списка - соответствие теме и аргументация - являются главными. Чтобы получить зачет за всю работу, помимо них нужно выполнить еще как минимум один критерий.
Кроме того, необходимо выдержать объем сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).
В целом на сочинение выделяется 3 часа 55 минут. Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
В Минобрнауки отмечают литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц.